Во Владимире теперь есть “горячая линия по-русски”

1 сентября во Владимире начала свою работу справочно-информационная служба русского языка. Нужно узнать, как пишется слово? Сомневаетесь, где ставить ударение? Неизвестно значение иноязычного слова? Интересно, откуда произошло какое-либо...

1 сентября во Владимире начала свою работу справочно-информационная служба русского языка. Нужно узнать, как пишется слово? Сомневаетесь, где ставить ударение? Неизвестно значение иноязычного слова? Интересно, откуда произошло какое-либо название?

Теперь достаточно набрать номер телефона, чтобы получить бесплатную консультацию по интересующему вас вопросу. Не будет преувеличением сказать, что речевая культура современных россиян оставляет желать лучшего. Повсеместное звОнишь, злосчастный дОговор, постоянное <ложение> денег на телефон, не говоря уже о непереводимом языке <глобальной сети> – все идет к тому, что даже человек, окончивший высшее учебное заведение, впитавший правила современного русского языка и знакомый с его нормами, постепенно начинает говорить и писать как все, то есть неправильно.
Владеть русским языком в совершенстве вряд ли представляется возможным (постичь великий и могучий во всех его проявлениях не могли даже великие лингвисты), но уметь грамотно оформить письменные документы, выступить с речью и не ударить в грязь лицом перед аудиторией должен каждый. А теперь владимирцам не придется ломать голову над правилами орфографии, орфоэпии и пунктуации. Набираешь номер – и получаешь скорую лингвистическую помощь.
Борьба за чистоту русского языка весьма актуальна как в целом по России, так и в нашей Владимирской области. По данным соцопросов Всероссийского центра изучения общественного мнения, проведенных в июне этого года, 39 процентов россиян оценивают свое владение русским языком на <тройку>, 40 процентов респондентов – на <четверку>. Специальный тест, который основывался на вопросах ЕГЭ, подтвердил справедливость таких оценок. На все восемь вопросов, отобранных социологами, ответили лишь 4 процента россиян, 6 процентов не дали ни одного верного ответа.
Неблагоприятной ситуацией с русским языком озаботились владимирские чиновники. Депутаты Законодательного Собрания Владимирской области Евгений Завьялов, Лариса Горячева и Александр Кирюхин разработали целевую программу <Русский язык> на 2008-2010 годы>, одним из программных мероприятий которой и стало открытие справочно-информационной службы русского языка.
Студенты филологического факультета Владимирского государственного гуманитарного университета под руководством проректора по научной работе, международным и общественным связям, доктора филологических наук Натальи Юдиной подготовили научный проект, который удостоился гранта областной администрации, и приступили к его воплощению в жизнь.
– Мы готовили проект в области гуманитарных наук, и он позиционировался нами как социальный, – говорит разработчик проекта студентка пятого курса филологического факультета Екатерина Лукьянова. – Нам сразу же пришла в голову идея открыть в нашей области информационно-справочную службу русского языка, потому что к нам на факультет часто звонят люди и спрашивают, как пишется то или иное слово, где нужно поставить ударение. Помимо консультирования, наша служба займется исследованиями, чтобы выявить современное состояние речевой культуры населения. Мы уже провели соцопрос во Владимирской области, опросили порядка двухсот человек разного возраста и различных профессий. Задавали людям вопросы, направленные на выявление отношения населения к русскому языку, спрашивали, волнуют ли их проблемы русского языка, какие у них есть вопросы. Взяли несколько заданий из ЕГЭ по русскому языку и предложили их выполнить респондентам. О конечных результатах исследования говорить пока рано, мы сейчас подводим его итоги.
Но уже сейчас ясно, что для многих современных людей русский язык – большая проблема.
Консультировать клиентов справочной службы будут студенты филологического факультета. Они уже запаслись справочниками и словарями. Многие из них даже обзавелись учебными пособиями карманного формата, чтобы быть готовыми просветить людей в любой момент. Конечно, студенты не могут знать все, поэтому если вопрос окажется действительно сложным, то привлекать к работе будут и преподавателей факультета – кандидатов и докторов филологических наук.
– Мы надеемся, что нам будут звонить все слои населения, – говорит Екатерина Лукьянова. – Но понятно, что в первую очередь наша справочная служба будет полезна тем, кто непосредственно работает с текстами и официальными бумагами: чиновникам, журналистам, редакторам, корректорам, секретарям, а также школьникам и студентам.
Телефон <горячей линии> по русскому языку – 8(960)722-20-82, также вы можете задать свой вопрос, отправив письмо по электронной почте: www.sluzhbarus@mail.ru, или на сайте: www.vladggu.ru.Наиболее актуальные и часто задаваемые вопросы будут освещаться в средствах массовой информации Владимирской области.

Юлия ДЕНИСОВА
Фото автора

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике