Обложка среды

Владимирцы начинают жаловаться на "Глобус" Когда два месяца назад открылся гипермаркет "Глобус", владимирцы повалили туда толпами. На протяжении почти двух недель после открытия народ делился впечатлениями и советовал...

Когда два месяца назад открылся гипермаркет "Глобус", владимирцы повалили туда толпами. На протяжении почти двух недель после открытия народ делился впечатлениями и советовал знакомым, которые еще там не были, непременно сходить – хотя бы для общего развития.

Лично у меня сложилось впечатление, что открытие гипермаркета приравнивалось в обществе к солидному светскому мероприятию, проигнорировать которое – просто верх неприличия: "Как, вы еще не были в "Глобусе"?! Мы вчера опять ездили. Накупили кучу всего. Там все дешевле, чем в других магазинах":.
Прошло некоторое время, ажиотаж немного спал, и народ стал более трезво оценивать обстановку. У покупателей есть ряд замечаний к качеству обслуживания в гипермаркете. Мы попытались либо подтвердить эти претензии, либо их опровергнуть. К сожалению, не во всех комментариях официальных лиц будет отражена позиция руководства "Глобуса". Дело в том, что директор гипермаркета Андрей Ласточкин отказался разговаривать с нашим корреспондентом по телефону и попросил прислать ему вопросы в письменном виде.
– Если они не будут противоречить нашей концепции, мы обязательно ответим на все, – сказал Андрей Викторович.
Однако ответы на некоторые (очевидно, не идущие вразрез с той самой концепцией) интересующие нас вопросы от Андрея Ласточкина мы все-таки смогли получить.

Консультанты, ау!
Люди недовольны тем, что в "Глобусе" не дозовешься консультантов.
– Я хотела на акции купить ребенку либо велосипед, либо электромобиль. Все это стоит дешевле, чем в других магазинах. На полках стояли только образцы товаров и ценники. И не было никакой дополнительной информации, – рассказала нашему корреспонденту жительница Владимира Анна Новикова. – Велосипеды вообще стояли в коробках, на которых было написано, что это <трехколесный велосипед>.
Консультантов Анна нигде не могла найти. Тогда она обратилась за помощью в отдел информации. Но результат все равно оказался нулевой.
– Девушки и по громкой связи вызывали консультантов, и звонили на склады – все без толку, никто так и не подошел, – сетует женщина. – Я целый час времени потеряла: полчаса "гуляла" по гипермаркету, полчаса тупо ждала, когда подойдет консультант.
Директор "Глобуса" Андрей Ласточкин заверил нашего корреспондента, что это единичный случай.
– Консультанты у нас в магазине есть. Если кого-то нет на месте, можно обратиться в отдел информации. А такая ситуация, как с вашей читательницей, скорее всего, просто исключение.
Может, это действительно так, но для чистоты эксперимента мы тоже выезжали в "Глобус", чтобы убедиться, насколько справедливы жалобы владимирцев. С консультантами в гипермаркете действительно не густо. Например, не было человека ни на "акциях", ни в отделе косметики, ни в отделе посуды…: В отдел информации, врать не буду, не обращались.
А еще людям не нравится, что орехи и фрукты взвешивают только на кассе, неудобны большие очереди в некоторых отделах.
– Сначала долго не могла найти, где продается колбаса, потом наконец-то нашла отдел. И потом еще пришлось поискать продавца, который бы отрезал и взвесил небольшой кусок. Но в отдел оказалась такая большая очередь, что в итоге я даже не стала стоять, – говорит жительница Владимира Марина Маринина.

Товары в ассортименте?
– В пятницу вечером хотели купить хлеба владимирского хлебокомбината, а его не было, – рассказала "Призыву" жительница Владимира Ольга Певцова. – Точно так же, как не было и некоторых других продуктов.
Возможно, это произошло по той простой причине, что Ольга зашла в <Глобус> в час пик. В пятницу вечером, когда люди, уезжая на выходные на дачи, стараются запастись продуктами по максимуму, товаров определенной марки действительно может на всех не хватить. Что касается товаров местных производителей, то в <Глобусе> они есть. Еще на открытии гипермаркета губернатор Владимирской области Николай Виноградов говорил о том, в "Глобусе" будут представлены местные производители.
– Открытие подобных торговых комплексов говорит о том, что в области создан приятный экономический климат. Для нас важно, что инвесторы обещали брать продукцию от владимирских производителей. А это значит, что у нас будет развиваться сельское хозяйство, – сказал тогда Николай Владимирович.
Сегодня в "Глобусе" есть товары от основных владимирских производителей. Это и хлебобулочная продукция от хлебокомбината №2, и "молочка" от торгового дома "Ополье", и мясные продукты от "Поком".
Мы связались с некоторыми из производителей. И вот что они нам рассказали.
– Какие товары будут выставляться на полках магазина, всегда обсуждают с руководством. У нас сейчас в "Глобусе" выставлена молочная продукция по многим позициям: молоко, кефир в пленочной упаковке, кефир, йогурты – в пластиковых бутылках. Есть также "Снежок", ряженка, бифилайф, бифидок – в картонной упаковке, – рассказывает коммерческий директор торгового дома "Ополье" Светлана Зрянина. – Изначально руководство "Глобуса" не хотело брать наше масло, поскольку посчитало, что этот вид товара у них представлен достаточно широко. Однако чуть позже нам удалось их убедить в том, что, несмотря на то, что наше масло недешевое, оно тем не менее пользуется спросом у покупателей.
Светлана Николаевна говорила о том, что их "молочки" в "Глобусе" выставляется достаточно. Жалобы покупателей на недостаточное количество могут быть вызваны простым оптическим обманом. Дело в том, что в "Глобусе" витрины больше, чем в других супермаркетах, продукция там стоит более свободно и чисто зрительно кажется, что ее мало.
– Хотя иногда, под вечер, ее действительно объективно может быть не так много, – продолжает Светлана Зрянина. – У нас люди достаточно привередливы и хотят брать исключительно свежую продукцию. Молочный товар – это "скоропорт", и если покупатель видит, что молоко и кефир были выпущены два-три дня назад, он просто не будет брать товар. Поэтому мы сознательно не поставляем продукцию в больших количествах на неделю, чтобы она не залеживалась, а завозим товар небольшими партиями ежедневно.
На владимирском хлебокомбинате №2 также говорили о том, что поставляют достаточно своей продукции в "Глобус".
– В этом смысле нет никаких проблем. Единственное, что в торговом зале гипермаркета работает наш мерчиндайзер, и когда его нет, нашу продукцию могут так неудобно поставить, что найти ее бывает трудно, – сказала начальник отдела маркетинга и контроля владимирского хлебозавода №2 Елена Завьялова.
Это правда. Среди хлебобулочной продукции, выпекаемой "Глобусом", отыскать заводской "дарницкий" и "дачный" оказалось непросто: небольшая витринка с продукцией хлебокомбината напротив красиво расставленных лотков, доверху забитых румяными булками другого производства, смотрится довольно убого.
Возможно, сотрудники торгового дома "Ополье" и хлебокомбината говорили искренне, и они действительно довольны количеством выставляемых в <Глобусе> товаров. Но если сразу несколько покупателей жалуются на то, что продуктов не хватает, значит, проблема все-таки существует. Причем владимирцы говорили не только о <молочке> или хлебе, но и о мясных товарах.
– Мне кажется, ассортимент колбасы и мяса не слишком широк, – считает житель Владимира, индивидуальный предприниматель Николай Зайцев. – Я видел в гипермаркете очень много продукции, которую производит собственный мясной цех "Глобуса", и в то же время выбор колбас известных российских торговых марок невелик.
То, что покупатели не всегда могут найти в гипермаркете ту продукцию, какую бы им хотелось, видимо, обусловлено несколькими причинами. Во-первых, в <Глобусе> есть собственный мясной цех и своя хлебопекарня, поэтому некоторые виды известных марок заменяются продуктами собственного производства. И второе – коммерческая сторона вопроса, о которой неохотно говорят производители. Дело в том, что в некоторых крупных гипермаркетах поставщики или производители товара должны платить за "вход" в сеть, причем по каждому наименованию товара. Эта практика отработана годами, и ничего необычного в этом нет (в Москве, например, в отдельных крупных сетях условия еще более жесткие: там помимо того, что проплачивается каждая позиция, обязательным условием является и то, чтобы товар рекламировался по телевидению). Просто, как признались некоторые производители, в "Глобусе" цены на "вход" гораздо выше, чем в других супермаркетах города.

Стоп, машина
При "Глобусе" есть большая стоянка. Но автомобилисты жалуются: места для выезда парковки очень мало. Кто-то не может "вклиниться" в ряды уже стоящих машин – "20 минут парковались, все изнервничались", – делилась впечатлениями одна из покупательниц. Кто-то, наоборот, не может выехать со стоянки.
– Машины настолько плотно стоят друг к другу, что велика вероятность задеть какую-то из них. Как-то раз, выезжая со стоянки, мне пришлось даже включить парктроникс во избежание неприятностей, – рассказывает еще одна покупательница. – Удобно, что к машине можно подъехать с тележкой, нагруженной продуктами, и переложить покупки в багажник. Но эти тележки так медленно потом убирают, что они "раскиданы" по всей территории парковки.
Движение из "Глобуса" очень оживленное, и многие водители нарушают ПДД. Выезжая с территории гипермаркета, можно повернуть только в сторону Суздаля, поскольку поворот налево, в город, запрещен знаками и линией разметки. Водители вынуждены проезжать дальше, туда, где разрешен поворот. От выезда из "Глобуса" это примерно 200-300 метров. Многие водители не преодолевают это расстояние и поворачивают в город раньше, тем самым создавая возможность аварийной ситуации.
И еще: рядом с "Глобусом" оживленный людской поток. У автобусной остановки – пешеходный переход. Разметка есть, но светофор не установлен. В городском ГИБДД нам сказали, что пока светофор здесь не появится.
– Это очень хлопотное дело. Нужны проект, соглашение, деньги. Будем устанавливать по мере необходимости. Пока рядом с "Глобусом" время от времени дежурят наши сотрудники и "учат" водителей уважать пешеходов. Нерадивых наказывают рублем. Штраф за то, что водитель не пропустил пешехода на переходе, – 100 рублей, – говорит и.о. начальника городского ГАИ Сергей Нестеров. Позиция ГАИ понятна. Непонятно другое: почему столь крупной и богатой фирме на стадии разработки соглашения власти не выставили обременение в виде строительства надземного или подземного перехода? Ведь это напрашивается само собой. Да и фирма должна быть заинтересована в таком благоустройстве. Случись аварии и жертвы – это станет не лучшей рекламой гипермаркету.

Трудоустраивают безработных или "обездоливают" коллег?
На открытии "Глобуса" озвучили статистику: гипермаркет трудоустроил 750 владимирцев. В самом маркете было создано 700 мест. Перед открытием "Глобуса" многие владимирцы, работающие на других городских предприятиях, звонили и узнавали о вакансиях. Среди потенциальных работников были и пока еще нетрудоустроенные жители нашего города, и сотрудники конкурирующих торговых сетей, и даже работники сферы образования. Например, в одном из детских садов Доброго трое младших помощников воспитателя собрались в "Глобус" работать продавцами. Заведующая забила тревогу: людей и так не хватает, и "разбрасываться" кадрами невозможно. Тогда женщине удалось отговорить своих сотрудников не менять место работы, но где гарантия, что они не передумают?
Некоторые мои знакомые, работающие не в сфере торговли, узнав об открытии <Глобуса>, тоже решили попытать счастья в новомодном гипермаркете. Им предложили должность работника отдела приемки товара, работника отдела электронных данных. Зарплата – 9000 рублей + 30% премия. Когда ребята сообщили о своем уходе начальству, те предприняли все, чтобы сотрудники остались. Однако уговорить удалось не всех. Кое-кто все-таки перешел в <Глобус>. Однако долго там не задержались.
– Обещанной зарплаты мы не видели ни разу, премию ни разу не платили, – жаловалась мне приятельница. – Существует очень жесткая система штрафов, зарплату срезают буквально за все.
Некоторые сотрудники магазинов "Квартал" и "Спар", уйдя, было, в "Глобус" , через некоторое время вернулись.
– У нас поначалу ушли чуть меньше 10 человек, – говорит начальник отдела кадров магазинов <Спар> Валентина Шлыкова. – Но почти все они вернулись обратно. Рассказывают одно и то же. Обещанной зарплаты не получали, график работы очень напряженный: болеть нельзя, отпроситься с работы пораньше при необходимости тоже практически невозможно.
За комментариями мы обратились в городской центр занятости населения. Там нам сказали, что за 2 месяца на биржу обратились 9 человек, уволившихся из "Глобуса".
– Это не так много, – говорит директор городского центра занятости Алексей Донсков. – И кроме того, мои сотрудники разговаривали с уволенными людьми и предположили, что наш народ просто не хочет работать дисциплинированно и ответственно.

Анастасия ВРАНЦЕВА
Фото автора

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Председатель координационного совета некоммерческого партнерства "Ассоциации операторов рынка алкогольной продукции" Владимирской области Евгений Логинов.
– Как покупатель и как специалист могу сказать: "Глобус" – хороший магазин. Я сам делаю в нем покупки каждую неделю. Да, здесь бывают очереди, но только тогда, когда народ ждет хлеба из местной пекарни.
Что касается молочной продукции, то, возможно, стоило бы расширить ассортимент и сделать несколько иную выкладку, потому что иногда действительно складывается ощущение, что ее недостаточно.
Относительно цен. Да, на товары первой необходимости они значительно ниже, чем в других магазинах. И во многом это привлекает покупателей. Можно говорить об определенном демпинге, но это не противоречит антимонопольному законодательству. Это произошло бы только в том случае, если бы они занимали 30% от всего товарооборота, но до этого еще далеко.
Другое дело, насколько долго прочие сети смогут выдерживать конкуренцию. Например, для "Спаров", которые находятся в Добром, соседство "Глобуса" оказалось роковым. Очень многие покупатели переметнулись именно в гипермаркет. Там сейчас 19-20 тысяч покупателей в день, в других супермаркетах эта цифра значительно ниже.

Так все же, благо "Глобус" для Владимира или зло? Может быть, место таких гипермаркетов – в столицах или как минимум городах-миллионниках, а для 300-тысячного города это излишняя роскошь? Пока однозначного ответа нет, но первоначальная эйфория покупателей уже сильно ослабла. Что же будет дальше?.. И если конкуренция с гигантом уже успела сказаться на крупных сетях (и, к сожалению, аукнулась не только потерей кадров и потребителей), то что же говорить о "магазинах шаговой доступности"? Им-то придется совсем несладко, а они необходимы людям. Время для окончательных выводов еще не пришло, но первые тревожные звоночки, как видим, уже раздаются:.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике