Обложка среды

ЕГЭ: достать чернил и плакать? Каждый четвертый выпускник области - "двоечник" по математике. Такой результат был показан на едином государственном экзамене. Во владимирских школах прошли выпускные вечера, настало...

Каждый четвертый выпускник области – "двоечник" по математике. Такой результат был показан на едином государственном экзамене. Во владимирских школах прошли выпускные вечера, настало время итогов. Вместе с аттестатами ребята получают в некотором смысле судьбоносный документ – сертификат по результатам сдачи ЕГЭ. С ним, скажем так, приоткрывается дверь в высшую школу.
Одним – широко, другим – едва протиснуться

Впереди России
Общероссийские результаты ЕГЭ огорошили многих: уровень знаний дети показали низковатый. В нашей области, по словам специалистов департамента образования, все несколько иначе. Количество "двоек" по математике и русскому языку, а именно эти предметы были обязательными для сдачи, меньшее, чем в среднем по России. "Пятерок", наоборот, больше. Хорошо сдали наши школьники ЕГЭ по биологии и химии. Одни из лучших показателей – у "олимпийцев", ребят, участвующих в олимпиадах и конкурсах российского уровня. Высокий уровень качественного образования подтвердили учащиеся Владимира, Гусь-Хрустального, Коврова, Радужного.
Ольга Беляева, заместитель директора департамента образования, не сомневается: ЕГЭ дал реальную картину уровня знаний детей и показал, насколько сильны педагоги.
В гимназии №35 города Владимира результаты ЕГЭ не наделали переполоха. Ребята показали класс! По русскому языку из 46 человек 18 улучшили свою оценку, по математике шагнули вперед 13 человек. Процент понизивших оценку – мизерный. И, как отмечают специалисты, он остается таковым и при традиционной форме сдачи экзамена.
В школе №13 города Владимира ученики профильного класса также блеснули знаниями по математике: из 17 человек у пятерых – "пятерки". "Двоек" здесь нет. Во втором непрофильном классе результат ниже и "двойки" есть, но, как замечают учителя, они были вполне прогнозируемые.
В этой школе высокий уровень знаний показал Виталий Лихачев. ЕГЭ по всем предметам он сдал на "пятерки". Его общий рейтинг – 99,15, по словам педагогов, это один из лучших результатов по стране.

Сколько будет 2+1?
Как ни парадоксально это звучит, но "двойка" по ЕГЭ – это для многих выпускников не повод для беспокойства. Особенно если на семейном совете решено, что ребенок, к примеру, будет штурмовать гуманитарные факультеты. Тем более, что эта "двойка" аттестат не испортит.
Татьяна Салех, замдиректора по учебно-воспитательной работе средней школы №11 областного центра, поясняет, что положение об оценках при ЕГЭ предусматривает такой пункт: при разнице отметок между годовой и отметкой по математике на ЕГЭ в один балл, в аттестат выставляется та, что в пользу ученика. То есть не "двойка", а "тройка".
– Поэтому есть случаи, когда ученики, которым не нужны математика и русский язык, нерадивые ребята, вообще перестают заниматься по этому предмету, – говорит Татьяна Владимировна, – Зачем, – и так "три" будет!
Откуда дети узнают об этой демократической особенности ЕГЭ? Элементарно! В обязанности педагогов входит знакомство детей и родителей с положением о ЕГЭ и с системой выставления оценок. То есть им открытым текстом говорят – напишете безобразно, даже если не будет ни одного правильного ответа, мы вам все равно поставим в аттестат "удовлетворительно".
– При прежней экзаменационной системе дети хоть что-то делали, шпаргалки, например, писали, – вздыхают учителя. – Какая-никакая, а тренировка знаний и памяти.
Понятно, что если ребенок идет в профильный вуз, то такой проблемы не возникает. Но высшая школа иногда готовит неприятные сюрпризы.
– Получив "двойку" по ЕГЭ, родители забеспокоились только сейчас, – рассказывает директор одной из школ. – Сегодня был звонок мамы: "А ничего нельзя сделать с математикой?" Собирались поступать в медицинский колледж, где математика не значилась в списке вступительных экзаменов. А теперь вдруг резко возникла. Система "2+1" многих сбила с толку.
– Что значит не учили математику? – возмущалась в телефонном разговоре со мной Ольга Александровна Беляева. – Есть единый образовательный стандарт, и учитель обязан его соблюдать, учить всех детей.

Что хорошо физику, то лирику – смерть?
Другой нюанс, который система ЕГЭ игнорирует. Существуют профильные классы, где, к примеру, математику изучают по 10 часов в неделю (для сравнения: в обычных – в два раза меньше, с углубленным изучением – 6-7 часов). И есть гуманитарные классы, где на математику отведено всего три часа в неделю. Такова специализация профильного образования, о котором так много говорили. Хотели как лучше, получилось как всегда.
Дети с разным уровнем подготовки вышли сдавать математику по одному стандарту. Причем, как замечают специалисты, требования даже к базовому уровню по ЕГЭ несколько завышены. И ученик, который учил латынь, знает отлично литературу, естествознание, историю, обречен на "двойку". И он не виноват в этом. Обидно другое: без ЕГЭ у него была бы "четверка"! И ничто не испортило бы аттестат!
ЕГЭ требует натаскивания – таков вывод многих учителей. И не случайно школы стали уделять больше внимания работе с тестами, вводят факультативные занятия по ЕГЭ, проводят по многим предметам компьютерное тестирование как одну из форм оценки уровня знаний. И, кстати, ребятам это нравится. Кроме того, такие игры по русскому языку, как "Русский медвежонок", по математике – "Кенгуру", со второго класса дают возможность ребенку тренироваться в сдаче контрольных в форме теста.
Оппоненты критиков ЕГЭ возражают: единый экзамен – это показатель системности знаний. О том, что химию и биологию можно сдать в форме ЕГЭ, педагоги и родители узнали только в декабре. Как отмечают дети и учителя, перестроиться было тяжело, но если учился и трудился – поводов для волнений меньше.
– Почему мы боимся ЕГЭ? Потому что он дает реальную картину состояния качества обучения в школе, – замечает завуч одной из владимирских гимназий. – Наш труд, уровень детей оценивают со стороны. В основном школьники подтверждают свои результаты. Исключение – те, кто привык поднатуживаться только в конце четверти. При ЕГЭ такая подготовка неэффективна, и за полгода не нагонишь, "хвосты" не подтянешь. Нужен фундамент, то есть привычка трудиться, а не форсировать.
Кстати, аргумент в пользу того, что ЕГЭ дает реальное представление о школьных знаниях, подтверждают и небольшой процент поданных апелляций, и мизерный удовлетворенных. И эти показатели в нашей области ниже общероссийских.

ППЭ: и собаки по периметру?
И все же, поругивая ЕГЭ, многие отмечают его несомненные преимущества.
Первое и главное: он является вступительным в вуз. Выпускник экономит время и нервы.
Убежденные оптимисты радуются тому, как стройными рядами ребята в один день идут сдавать экзамен. Вспоминается незабвенное гайдаевское: "Профессор, для меня экзамен – праздник!". Это патриотично и празднично. Собственно, на этом краткий рассказ о преимуществах можно и закончить, поскольку остальные весьма спорные.
Например, аргумент о том, что организационная форма ЕГЭ – одна из самых четких, дающих реальную картину знаний, поскольку при его проведении участие педагога в судьбе ученика минимально, а значит, и вероятность подкорректировать его знания сведена к нулю.
Действительно, в день ЕГЭ пункты проведения экзамена (ППЭ) напоминают объекты стратегического назначения. Впускаются только экзаменуемые. Компьютер рассаживает их по классам, исключая вероятность попадания за одну парту двух одноклассников. Среди учителей – ни одного знакомого лица. Более того, это – предметники, какие угодно, только не те, что преподают экзаменуемый предмет. На вопросы по существу заданий из КИМов – контрольно-измерительных материалов – не отвечают. Педагоги не имеют права. Иначе результаты экзамена можно будет оспорить. Не остановят и тех, кто вообще трудиться не намерен – учащемуся дается право на выбор: попытаться заработать хотя бы "тройку" либо "забить" "двойку".
Единственное, что могут посоветовать педагоги, – читать инструкцию либо направить учащегося к информации в пропуске для проведения ЕГЭ.
Телефоны, сумки, личные вещи оставляются на входе. Поход в туалет – под наблюдением организаторов, попить воды – в коридоре, опять-таки под пристальным вниманием. Пакеты с заданием вскрываются с участием учителей и детей. Запечатываются при них же.
– Я чувствовала себя просто преступницей, – делилась впечатлением учительница, наблюдавшая за сдачей ЕГЭ. – Нас изначально подозревали в намерении кому-то помочь, что-то подсказать. Было неприятно.
Преподавателям в аудитории показывали ребят с хроническими заболеваниями. Естественно, без публичной огласки имен. Зачитывают диагноз и просят внимательно следить за их самочувствием.
Но и для более здоровых ребят ЕГЭ – это стресс. Стоит ли удивляться, что после экзамена, как отмечали в одной из школ, у ребенка начался нервный тик. Нам оно надо?

Свободу ЕГЭ!
Вопрос, кому и зачем нужно ЕГЭ, можно по-прежнему считать риторическим.
Наталья Юдина, проректор по научной работе Владимирского гуманитарного университета, поясняет, что не может дать однозначную оценку ЕГЭ как представитель высшей школы и гуманитарного направления. На ее взгляд, нецелесообразно проводить ЕГЭ в качестве единственно возможного вступительного испытания для гуманитарных специальностей:
– По результатам этого года знаю, что один из самых неудачных экзаменов, сданный по ЕГЭ, – литература. Уверена, знание литературы по тестам проверить нельзя. Устная форма дает более наглядное представление экзаменатору о способностях и возможностях будущего студента. В тесте троечник может что-то угадать. А у отличника знаний иногда слишком много, чтобы найти правильный вариант ответа. Хотя и математики говорят о том, что ЕГЭ не до конца дает адекватную оценку, есть разные ходы решения. При вступительном экзамене в традиционной форме глубину знаний школьник может показать, дав несколько вариантов ответов. ЕГЭ довольствуется одним.
Основная опасность ЕГЭ – невозможность показать себя как творческую, креативную личность будущим гуманитариям. Как вступительный экзамен не хотела бы считать ЕГЭ единственно возможной формой, пусть у абитуриентов будет выбор – сдавать традиционный экзамен или единый государственный.
Наталья Владимировна приводит такой пример. В прежние времена получить "пятерку" за сочинение на вступительном экзамене в университет могли только лучшие из лучших. Бывало, что из трех тысяч абитуриентов на "отлично" сдавали 3-5 человек.
– Это была, действительно, настоящая "пятерка", – считает Наталья Юдина. – А при ЕГЭ оценочная шкала размыта и не всегда отражает действительный уровень знаний.
Однако в нашей области департамент образования администрации области принял разумное решение: обязательные экзамены в форме ЕГЭ – русский язык и математика. Литературу выпускники сдавали в традиционной форме. Было тяжело, но литераторы рады. Это – основа нашей культуры, основа интеллигентности, может быть, таким образом мы детей повернем к чтению?
Почти все наши собеседники признавали, что спор, быть или не быть ЕГЭ, можно считать проигранным. Правительство вложило в этот проект сотни миллионов и даже не рублей. По оценкам Российского фонда образования, эта сумма приближается к 370 млн долларов.
Юрий Куликов, директор открытой (сменной) общеобразовательной школы №8 Владимира, напоминает, что во Франции система тестирования, подобная ЕГЭ, была отменена после пяти лет проведения. По его мнению, экзамен должен сдаваться по выбору.
– Законопроект с подобным предложением был внесен в Думу, но дальше профильного комитета даже не прошел, – говорит Юрий Викторович.
К голосу против ЕГЭ присоединятся и родители ранимых, очень эмоциональных детей. В прессе уже сообщалось о школьнице из Вологодской области, повесившейся после экзамена по математике. Девочка вспомнила о допущенной ошибке. Девятиклассник из Череповца умер от сердечного приступа по дороге на экзамен.
– ЕГЭ или здоровье и жизнь наших детей? – вот на какой вопрос сегодня надо ответить чиновникам Министерства образования, – считает Юрий Куликов. – Только свободный выбор между ЕГЭ и традиционной формой может снять множество проблем, убежден он.

Светлана САЛАТАЕВА

Знай наших

И ЕГЭ в помощь!

Многим кажется, что набрать на ЕГЭ 100 баллов просто невозможно. Но и в прошлом году, и в этом были выпускники, сделавшие невозможное возможным.
Ученик физико-математического класса школы № 36 Владимира Евгений Шальнов набрал на экзамене по математике 100 баллов. Да и другие предметы Женя сдал дойстойно: 80 баллов по информатике и 87 – по физике. По его словам, самое трудное было четко распределить время. Его едва хватило, чтобы обдумать все задания.
Как признается Евгений, результат превзошел самые смелые ожидания. А учитель математики, Наталья Анатольевна Трохинская объясняет большой успех своего ученика удивительной целеустремленностью, трудолюбием, умением сконцентрироваться и найти нестандартный выход из ситуации. Евгений Шальнов – постоянный участник и победитель городских и областных олимпиад. А в ближайшем будущем, надеемся, студент одного из престижных вузов страны. Женя мечтает поступить в МГУ. Что ж, ЕГЭ ему в помощь!

Анастасия КУВШИНОВА

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике