Обложка вторника

Придорожные памятники выбивают водителей из колеи По нашим дорогам едешь, как по кладбищу. Через каждые метров сто - венки или кресты. Так друзья и родственники погибших в ДТП...

Придорожные памятники выбивают водителей из колеи

По нашим дорогам едешь, как по кладбищу. Через каждые метров сто – венки или кресты. Так друзья и родственники погибших в ДТП увековечивают их память. И хотя умом понимаешь, что могил вдоль дороги нет, но через час пути жизнь становится не мила. Какая тут "скатертью дорога", живым бы добраться до нужного места!

"Украсим" лентами больницы?
Лет 40 назад движение стало интенсивным. Последние 10 лет добавили и темпа, и машин. И если уже сейчас в придорожном оформлении преобладает черный цвет, то что же будет еще лет через десять? Венки и кресты накроют нас окончательно.
Полтора десятка автолюбителей, среди которых были и люди ответственные за благоустройство дорог, удивительно просто отнеслись к моему вопросу об отношении к венкам на дороге:
– Мы их просто не замечаем! – раз за разом слышала я.
Действительно, большинство сидящих за рулем внимание сосредоточивают на дороге. И если замечают крест, то, как правило, обсуждают с собеседником только одну тему: как уж тут-то угораздило?!
Александр Игнатов, руководитель городской службы благоустройства, в одном из интервью обратил внимание на столичные элементы дизайна – вазоны на столбах. По его мнению, появись подобные, например, во Владимире, то скорбящие родственники и свои чувства проявили бы весьма элегантно, и в городской интерьер внесли разнообразие.
А так: поднимется ли у дворника рука убрать со столба траурный венок? Нет! Пока цветы и ленточки не упадут, истрепанные дождем и ветром, тысячи горожан каждый день будут натыкаться на них взглядом. Кто-то посочувствует, другие обсуждают чужое горе. Но, позвольте, почему никому не приходит в голову, к примеру, обвязать траурными лентами изголовье кровати, в которой скончался близкий человек? Или прикрепить венок к стене больницы, где умер друг? Представляете, что будет через год после того, как идея овладеет умами – больницы превратятся в усыпальницы.
Абсурд? Но ситуация-то аналогичная. И тут, и на дороге финал-то один – смерть.

На суздальской дорожке стоят одни кресты?
Мы даже не доехали до поворота на Иваново, а уже насчитали десять мест поминовения.
Одно из самых заметных – после села Павловское. На большом камне – гранитная доска. Портреты молодых парней в форме. Прошлым мартом здесь разбились лейтенанты, ивановские гаишники. По всему видно, что за этим "мини-мемориалом" ухаживают: свежие цветы, чистота.
В самом Павловском у реки Ченьдяревка – крест в цветах. В прошлом году здесь погиб, по словам проходившей мимо нас селянки, "молодой нерусский мальчик, только после армии пришел". На въезде в Павловское с обеих сторон – снова кресты и ленты. Здесь разбились парень с девушкой. Говорят, что молодой человек за год до смерти попадал в еще одно серьезное ДТП.:
Ближе к Владимиру снова памятник. В августе 2000 года здесь погибли мужчина и беременная женщина. Рядом с камнем – останки авто. Поодаль снова поминальник – 11 лет назад здесь нашел смерть 21-летний пацан.
Если на не самой бойкой суздальской трассе так много "могил", то сколько же их на московской, можно только гадать. Нынешний год добавил багровых тонов.
На 109-м километре разбился с семьей известный актер Александр Дедюшко. Пока памятника здесь нет. Но венки, цветы, детские игрушки возле придорожного знака бросаются в глаза сразу. Рядом, на повороте в поселок Вербовский, на столбе снова те же атрибуты скорби и все объясняющий шлем мотоциклиста. Как молоды вы были!

Давайте ориентироваться: где дорога, а где кладбище
Почему мы превращаем наши дороги в кладбище? – этот вопрос кажется кощунственным задавать родственникам погибших в ДТП. Мы адресовали его отцу Виктору, настоятелю храма в честь державной иконы Божьей матери в Собинке. Он говорит об этом со знанием дела, поскольку и сам попадал а аварию.
Несмотря на то, что о смерти мы задумываемся часто, церковным уставом отведено не так много дней поминовения умерших – четыре приуроченных к праздникам и три родительские субботы. Весь остальной год церковь наполнена другими мыслями и чувствами, а например, в Пасху поминать умерших не принято: дни пасхальные – светлые, душа должна наполняться радостью.
– Так и в дороге, – говорит отец Виктор. – Представим себе путь, который мы должны проделать из точки А в пункт Б. Его сопровождают впечатления, и чем больше положительных, тем путь становится легче, благодатнее воспринимается. А когда едем и встречаем массу ритуальных предметов, жизнь нам покажется скучной и неинтересной. Причем зачастую они неправильно установлены, затрудняют дорожную обстановку. Вся атрибутика настолько безвкусная, что напоминает кладбище – холмик, крест, надгробная плита, полностью стилизованы под могильное оформление. Но оно приемлемо именно на кладбище, и, кстати, у христиан издревле оно было в светлых тонах, выдерживалось как торжество веры: человек не просто лишается жизни, а переходит в жизнь иную. А вдоль дорог стоят черные плиты, осколки автомобилей. Родственникам бы всякую вещественную память изгладить, утилизировать останки, чтобы не было лишних напоминаний.
Уже проверено и доказано: каким бы помпезным в оформлении не было место гибели автолюбителя у дороги, оно лишь на секунды заставит задуматься о собственной рисковой манере вождения или необдуманном поведении на дороге. На секунды, и не более. Так устроен человек.

Как душевное лекарство
Отец Виктор приводит интересный пример. В Тульской области бизнесмен, избежавший смерти в ДТП, поставил на месте аварии часовню.
– Думаю, что это было правильное решение, – рассказывает батюшка, – и пример многим. Объединить все ритуальные места, места трагедий на определенном отрезке трассы и сделать часовню, например. Здесь можно молиться и о здравии путешествующих, и поминать трагически погибших. Это по-христиански правильно. И напоминание было бы о вечной жизни, о правилах поведения, о взаимопомощи на дороге. Что же касается часовни в Тульской области, то с той поры аварийность на этом участке уменьшилась. Молитва стала оберегать. Люди стали не материться, не бестолковыми мыслями заниматься, а взор к иконе обращать. При этом даже в неверующем человеке просыпается что-то высокое.
Кстати, в Ногинске установлена икона Божьей матери Владимирской – у поста ГИБДД выложено мозаичное панно. У многих впечатление самое благоприятное. Особенно как вспомнишь, что Москва с ее жуткими пробками уже позади.
У отца Виктора был в жизни и другой случай. Во время службы в Черкутино к нему обратились прихожане с просьбой отслужить панихиду на дороге, где сбили девочку.
– Это был не первый случай. Но на дорогу я не вышел. Заупокойные молитвы должны совершаться в храме, на кладбище, в специально отведенных местах. В ближайший праздничный день мы прослужили молебен и прошли крестным ходом по опасному участку. С той поры только один раз за последние семь лет здесь произошло ДТП со смертельным исходом.
Почему людей тянет к месту гибели близких? По мнению отца Виктора, человеку свойственно искать причины своих горестей и неудач. Трудно себя обвинить в чем-то, признаться, что недодал любви родному человеку.
– Нас разлучила трагедия, и теперь, когда имеем возможность помочь человеку, понимаем, что нечем уже! Мы не ценим прижизненных отношений, поэтому пытаемся искупить и загладить чувство собственной вины после смерти близких.
Мы делаем это не для них, а для себя! Поэтому совет отца Виктора может быть полезен многим:
– Сегодня многие приглашают освящать автомобили. Но машина при этом всего лишь набор железа, бездушное вещество. Поэтому душа водителя в момент его пребывания за рулем становится душой самого автомобиля. От внутреннего настроя человека зависит и дорожная ситуация. Чтобы привести чувства в порядок – прочтите молитву.

В 2007 году на дорогах Владимирской области произошло 3717 аварий. В ДТП 595 человек погибли и 4877 получили травмы различной степени тяжести. В числе погибших 215 – пешеходы, 380 – водители и пассажиры. По сравнению с 2006 годом, число аварий выросло на 5%, а количество погибших – на 12, 1%. В этом году пока наблюдается снижение аварийности на дорогах области. Число ДТП по данным за 4 месяца 2008 года сократилось на 8,2%, погибших – на 2,3%.

Светлана САЛАТАЕВА
Фото Р.Новикова и автора.

Мнение

Венки отвлекают шоферов
Каждый автолюбитель замечает, что с каждым годом памятников и венков вдоль дорог становится все больше. Как реагируют на них водители и что по этому поводу думают сотрудники ГАИ?

Мы сделали небольшой опрос среди водителей. Выяснилось, что опытные автовладельцы привыкли не реагировать на траурное оформление дорог. Начинающие водители, особенно дамы, часто отвлекаются от дороги и смотрят по сторонам.
– Я за рулем всего полтора года, на опасных участках дорог чувствую себя неуверенно. Особенно на дорогах Московского и Суздальского направлений. Машин ездит много, водители друг друга подрезают, обгоняют, нарушая правила дорожного движения. А тут вдоль дороги – такое предупреждение в виде венков и памятников. Как увидишь траурные ленты, так нервничать начинаешь, прокручиваешь в голове возможные аварийные ситуации. Может, в какой-то степени черные метки дисциплинируют водителей, но, по-моему, больше пугают и отвлекают, – делится наблюдениями Мария Тимофеева.
В ГАИ установку памятников и венков вдоль дорог не контролируют. Сотрудники Госавтоинспекции считают, что на безопасность дорожного движения траурные ленты никак не влияют. По их мнению, в работе инспекторам ДПС памятники не мешают, да и водителям при управлении автомобилем не должно быть до них дела.
– У нас нет закона или любого другого нормативного документа, который бы регламентировал установку памятников и наш контроль. За этим следят владельцы дорог или эксплуатирующие организации. Но и они стараются не трогать памятники и венки вдоль дорог. Только в некоторых случаях переносят их подальше от дороги, – говорит старший инспектор областной дорожной инспекции ГИБДД Евгений Русаков.
Многие из дорожников говорят, что лучше не препятствовать семьям погибших на дорогах и не убирать памятники с прилегающей к дороге территории. Есть такое суеверие: люди, решившиеся на такой поступок, потом сами попадают в нехорошие ситуации.

Ирина Алексеева

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике