Обложка четверга

Неужели во всей Отчизне лучших крыльев для них не нашли? Учебно-тренировочный реактивный истребитель МиГ-15УТИ с двойным управлением, в котором находились летчик-космонавт Юрий Гагарин и полковник ВВС Владимир Серегин,...

Неужели во всей Отчизне лучших крыльев для них не нашли?

Учебно-тренировочный реактивный истребитель МиГ-15УТИ с двойным управлением, в котором находились летчик-космонавт Юрий Гагарин и полковник ВВС Владимир Серегин, оба – Герои Советского Союза – разбился утром 27 марта 1968 года в березовой роще у деревни Новоселово Киржачского района нашей области. Обстоятельства этой трагедии стопроцентно точно до сих пор не известны, и поэтому существуют десятки версий случившегося.
Сегодня, в день 40-летия со дня смерти Юрия Алексеевича Гагарина и Владимира Сергеевича Серегина,
мы вновь возвращаемся к этой теме

Проще было бы переписать все – или хотя бы главные – версии их гибели. Тем более сегодня, в эпоху Интернета, они все вполне доступны. Можно было бы привести для тоскующего по сенсациям читателя экзотические варианты, вроде таких – мол, Гагарина похитили инопланетяне, или, мол, Брежнев так ревновал к его всемирной славе, что дал приказ убрать народного любимца.
Но мы пойдем по другому пути. Во-первых, постараемся исправить одну историческую несправедливость.

Кто такой Серегин?
27 марта 1968 года под Киржачом разбились первый космонавт мира 34-летний Юрий Алексеевич Гагарин и летчик-инструктор 46-летний Владимир Сергеевич Серегин. Оба – легендарные личности. Оба – Герои Советского Союза.
Но когда мы говорим о событиях того дня, мы почему-то чаще всего вспоминаем только Гагарина. Когда мы говорим о месте, где они погибли, мы чаще всего говорим как о месте гибели только Гагарина.
Между тем, Владимир Серегин не менее Юрия Гагарина достоин памяти потомков.
Владимир Сергеевич Серегин родился 7 июля 1922 года в Москве в семье служащего Московского почтамта. Окончил 10 классов и в 1940 году добровольцем вступил в Красную Армию. В 1943 году окончил Тамбовскую военную авиационную школу пилотов.
В войну – cтарший летчик 672-го штурмового авиаполка 306 штурмовой авиадивизии (это 10-й штурмовой авиакорпус 17-й Воздушной Армии 3-го Украинского фронта). Лейтенант.
В боях – с октября 1943 года. Воевал в небе Украины, Молдавии, Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии и Австрии. Во время войны совершил более 200 боевых вылетов, в 19 воздушных боях сбил 3 самолета противника.
Звание Героя Советского Союза Владимиру Сергеевичу Серегину было присвоено 29 июня 1945 года за совершенные 140 боевых вылетов на штурмовку вражеских войск, разведку и фотографирование важных объектов противника. После войны остался в ВВС.
В 1953 году Серегин закончил инженерный факультет Военно-воздушной инженерной академии имени Жуковского и был назначен в испытательный институт ВВС. Полеты в качестве летчика-испытателя он начал на самолете УТИ МиГ-15 – точно на таком же, на каком они с Гагариным позже погибнут.
Хорошая инженерная подготовка, опыт фронтового летчика позволили Владимиру Сергеевичу быстро стать одним из лучших летчиков-испытателей. Ему не раз приходилось попадать в трудные ситуации, совершая сложные испытательные полеты, в т.ч. при выработке рекомендаций по минимуму погоды при заходе на посадку, по установлению летных ограничений. В одном из полетов разрушились рули управления опытного самолета. С риском для жизни Серегин сумел совершить посадку на аэродроме.
В 1958 года Серегину присвоили квалификацию летчика-испытателя 2 класса, в 1967 году – 1-го. С 1964 года он – военный летчик 1-го класса, и эту квалификацию подтверждал дважды: в 1966 и 1967 годах. Имел почти пятилетний опыт инструкторской работы. Общий налет – более 4 тысяч часов. Награжден орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1 и 2 степеней, 4 орденами Красной Звезды, многими медалями.
После гибели 27 марта 1968 года урна с прахом Серегина, так же как и гагаринская, была установлена в Кремлевской стене на Красной площади в Москве. Имя Владимира Серегина носят улицы в Москве и в Донецке.

Не в ту струю
Неправда, что обстоятельства катастрофы расследовали плохо или небрежно. Результат расследования – 29 томов. 95% собранных деталей самолета после многократного прочесывания леса. Компьютерные модели полета – и никакого однозначного вывода о причинах и обстоятельствах случившегося!
По крайней мере, официальная версия – если она и есть – не опубликована. Что дает почву для многочисленных спекуляций. Все, что сегодня хотя бы отдаленно напоминает выводы комиссии, – публикации профессора, руководителя дипломного проекта Юрия Гагарина в ВВА им. Жуковского С.Белоцерковского. Сразу после катастрофы его привлекли к расследованию, но только в конце 80-х годов ХХ века при поддержке космонавта Алексея Леонова у него появилась возможность приоткрыть некоторые факты.
По их версии, самолет Серегина-Гагарина попал в струю пролетавшего рядом сверхзвукового истребителя и свалился в штопор. В 1992 году вышла книга Белоцерковского "Гибель Гагарина. Факты и домыслы".
Спустя пять лет тот же автор в новой книге дополнил свою версию новыми весомыми аргументами. Но споры не прекращаются и по сей день.
И все же – учитывая, что мы не слишком хорошо знаем свою историю – что произошло 27 марта 1968 года? В тот день по плану авиаполка, обеспечивавшего спецподготовку летчиков-космонавтов, Гагарин должен был выполнить 3 контрольных полета на "спарке" с проверяющим, чтобы получить допуск к самостоятельным тренировочным вылетам после более чем 3-месячного перерыва. Перерыв был связан с подготовкой им дипломной работы в ВВА им. Жуковского.
После защиты диплома Гагарин прошел наземную доподготовку, а 13 марта 1968 года поднялся в небо. За две недели он совершил на "спарке" 18 полетов, и не с одним, а с четырьмя разными летчиками. Его налет составил более 9 часов – это сравнимо с полугодовой нормой большинства пилотов нынешних российских ВВС.
Но финальный допуск к самостоятельным полетам Гагарина должен был дать лично командир полка Владимир Серегин.

Как это было?
Рассказывают, что в тот день полеты полка начались с задержкой – ждали, пока сядет самолет другой авиачасти. Это внесло нервозность в отлаженный механизм предполетных указаний. В частности, потому, что не было данных от разведчика погоды – он приземлился, когда Гагарин и Серегин уже выруливали на старт.
Борт №18 оторвался от ВПП аэродрома в 10.19 утра. Радиообмен с руководителем полетов вел Гагарин. Его голос фиксировался на магнитофоне КП, звучал спокойно. Через 3 минуты он доложил о выходе на рубеж набора высоты, получил разрешение подниматься до 4200 метров. Еще через 4 минуты Гагарин сообщил о входе в пилотажную зону и запросил "добро" на работу в ней. А всего через 4 минуты Гагарин так же спокойно сообщил об окончании задания в зоне и запросил разрешения на выход из нее. Это было странно – выполнение всех элементов в зоне занимало не менее 20 минут. В предыдущих летных сменах Гагарин выполнил уже пять таких полетов.
Но голос Гагарина был таким же спокойным, как и в предыдущих радиосообщениях, и руководитель полетов не стал выяснять причину этого несоответствия:
– 625-й, разрешаю.
Гагарин с нормальной интонацией сказал:
– Понял, выполняю.
Это последние зафиксированные технически слова Гагарина.
С достаточной степенью достоверности реконструированы временные и прочие параметры столкновения самолета Гагарина-Серегина с землей.
Оно произошло через 60-70 секунд после доклада: "Понял, выполняю". По срезу вершин деревьев, направлению оси разброса обломков МиГа и показаниям приборов установлено, что истребитель врезался в землю под углом 50 градусов на скорости 700 км/час.
Специалисты выяснили – при подобных параметрах перегрузка, которая давила в тот миг на пилотов, достигала почти 11 крат – каждый из летчиков "весил" около тонны.

Все боялись
Госкомиссией по расследованию обстоятельств катастрофы руководил Л.Смирнов, зампред союзного Совмина, председатель Госкомитета по оборонной технике, член ЦК. Его заместителем был генерал-полковник авиации П.Кутахов. Ни тот, ни другой по разным причинам не хотели конфликтовать ни с партийными органами, ни с оборонщиками, ни с летунами, и поэтому всех собак вешали на внешние условия среды.
К слову, в военной авиации СССР в те годы ежегодно разбивалось более сотни самолетов и вертолетов – равносильно потере 3-4 авиаполков!
Все искали только внешние факторы! Так и появились варианты внешних причин катастрофы – повреждение техники, закладка в "спарку" взрывного устройства, поражение ее по чьему-то коварному приказу с земли, встреча с НЛО, воздействие силовых полей, шаровых молний и многое другое.

Самолет
А может, дело в самом самолете? МиГ-15УТИ, был далеко не идеальным с точки зрения устойчивости в полете. В документах по испытаниям и в актах расследования катастроф отмечалась его предрасположенность к сваливанию в самопроизвольный штопор. Особенно когда под крыльями размещались дополнительные топливные баки, ухудшавшие аэродинамику. Такие были подвешены на "спарке" Гагарина-Серегина.
Другим неблагоприятным фактором полета Гагарина-Серегина была погода, облачность. Облака были сплошными и двухслойными. Перед вылетом экипажу было доведено, что нижняя кромка сплошной облачности – 900-1000 метров, но фактически она была гораздо ниже.
Заданная рабочая высота – 4200 метров – оказалась между двумя слоями облаков, под нижней кромкой верхнего яруса и над верхней кромкой нижнего. В таких условиях летчик лишен важнейших ориентиров: горизонта, Солнца, наземных ориентиров. Видимо, Серегин, оценив реальную метеообстановку в зоне, предложил Гагарину сократить программу.
Многие специалисты, приводя убедительные технические доводы, утверждают – сваливание "спарки" в штопор началось как раз при выполнении маневра выхода из зоны. Тем не менее, считается, что летчики вывели самолет из спирали. Теперь она практически без крена пикировала, увеличивая скорость снижения. Километр высоты "съедался" за 10 секунд – это продолжительность фразы из 7-8 слов.

Но тут везение кончилось
Окажись нижняя кромка облачности хотя бы на тысяче метров от земли, как доводилось на предполетных указаниях, летчики, выйдя под облака, успели бы вывести МиГ из пикирования. Но облака оказались ближе к земле почти вдвое, да к тому же под ними – снег с дождем, снижающие видимость.
Перегрузки были огромны. Уже при 8-кратном ее значении пилот – даже в противоперегрузочном костюме – теряет работоспособность через несколько мгновений. А Гагарин и Серегин, будучи в обычных летных кожанках, попали в 11-кратную. Они, видимо, просто потеряли сознание и не могли больше ничего сделать.
Еще одно обстоятельство. При экстренном покидании "спарки" МиГ-15УТИ первым по инструкции должен катапультироваться контролирующий летчик. Психологи заявляют: Серегин, понимая, с кем он летит, понимая, что шансов у Гагарина катапультироваться вторым просто нет – сам катапультироваться не смог бы. Так оно и случилось.

Непонятное табу

В апреле прошлого года, накануне очередного Дня космонавтики, более 30 авторитетных специалистов обратились к президенту Владимиру Путину с просьбой разрешить провести новое расследование аварии самолета Гагарина-Серегина. Но в Кремле им ответили, что не верят новым теориям экспертов и не видят оснований для сомнений в исходных выводах Госкомиссии (которые, как мы помним, так официально и не обнародованы). Отказ Кремля вызвал громадное удивление – а какой была бы реакция общественности, если бы, например, в США президент Буш отказал специалистам проверить новые гипотезы гибели Кеннеди. Или отказ получили бы люди, собиравшиеся расследовать гибель леди Ди в Англии.
Но наша общественность смолчала…

Наша справка

МиГ-15 УТИ (учебно-тренировочный истребитель) наиболее активно эксплуатировался 15 лет – с 1965 по 1979 годы включительно. За это время с этим самолетом произошло около 100 авиационных происшествий: 25 аварий и 74 катастрофы с гибелью людей.
Только в 1967-м – всего за год до трагедии Гагарина-Серегина – отмечено 11 авиапроисшествий, в том числе пять катастроф. В 1968-1974-м – ежегодно по 5-6 трагических исходов на учебно-тренировочных "спарках". В 1975 году – 9 катастроф МиГ-15 УТИ. Словом, профессия летчика и так связана с повышенным риском, а тут еще такая, в целом не слишком надежная машина…

Кстати

Один вандал арестован
В прошлом году в Киржачском районе вандалами был осквернен монумент на месте гибели Юрия Гагарина и Владимира Серегина. Два человека, вооруженные охотничьими ружьями, неизвестно почему открыли стрельбу по памятнику. Монумент был поврежден.
По факту произошеднего было возбуждено уголовное дело по статьям 213 – хулиганство, 214 – вандализм и 243 – уничтожение или повреждение памятников истории и культуры.
Сотрудники Киржачского РОВД обещали разыскать и привлечь к ответственности вандалов. Хотя, если честно, нам не очень верилось в то, что милиционеры сдержат свое слово.
Но, как сообщил "Призыву" руководитель прес-службы УВД Владимирской области, подполковник милиции Олег Курочкин, оперативно-розыскными мероприятиями удалось установить, что вред монументу причинили два жителя Покрова. Найдены охотничьи ружья, зарегистрированные на фигурантов дела.
– Один из них задержан и уже дал признательные показания. Как он пояснил, стрельбу по монументу они открыли из хулиганских побуждений, – говорит Олег Курочкин. – Его сообщник, непосредственно стрелявший из охотничьего ружья, пока еще скрывается от правоохранительных органов, но его задержание – дело времени. От правосудия он не уйдет.

Текст и фото: Владимир СОПУНОВ.
г.Владимир.

Народный опрос "призыва"

Что вы знаете о гибели Юрия Гагарина?
Ольга, менеджер: – Из средств СМИ я знаю, что Юрий Гагарин погиб при выполнении учебного полета под Киржачом. Он летел один. Наверное, на месте гибели есть памятник. Имя жены Гагарина и где она живет, я не знаю.
Ирина, товаровед: – Погиб Гагарин в нашей области, под Киржачом вместе со своим командиром при выполнении тренировочного полета. Еще школьниками нас возили на экскурсию, к месту гибели космонавта, там построен мемориал.
Антон, директор: – Гагарин разбился во время испытательного полета под Киржачом. Фамилию второго пилота я не помню. Сам на месте трагедии никогда не был.
Сергей, оператор: – Юрий Гагарин погиб в нашей области под Кольчугино. В полете был и напарник Петров, у которого произошел инсульт, поэтому и разбились.

Опрашивал: Владимир СОПУНОВ.
Фото: Татьяна Лапатина.
г. Владимир.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике