16+

Казачья вольность начиналась в Мещёре

Мещёра – для многих людей понятие географическое, синоним названия низменности в междуречье Оки и Клязьмы. Однако понятие "Мещёра" гораздо шире. Оно включает в себя как название древнего народа мещёра, обитавшего в этой местности тысячу лет, так и наименование огромной территории, которую во Владимирской, а позже и в Московской Руси называли Большой Мещёрой.

Большая Мещёра включала не только левобережье, но и правобережье Оки вплоть до рек Сура и Пара в Пензенской и Тамбовской областях и в пределах современной Мордовии, а на восток простиралась вплоть до впадения Клязьмы в Оку на границе нынешних Владимирской и Нижегродской областей.
Много веков, ещё с эпохи бронзы, здесь, на стыке Дикого поля и лесов, встречались, жили мирно или бились, торговали или грабили друг друга, разделялись или растворялись друг в друге многие племена и народы:.
Две тысячи лет тому назад (еще до появления мери и муромы) здесь были земли неведомого и таинственного народа, культуре которого археологи условно присвоили название рязано-окской. Рязано-окцы были пришлым племенем и переселились на берега среднего течения Оки еще до нашей эры. В это время здесь обитали аборигенные племена Городецкой культуры (предки эрзян и мокши, относящиеся к волжско-финским народам), строившие укрепленные городища. Пришельцы варварски уничтожили местное население. На месте поселений остались пепелища, а близ них – глубокие ямы, набитые скелетами изрубленных людей: стариков и детей, мужчин и женщин:
Среднее течение Оки в то время имело важное стратегическое значение, будучи частью древнего Волжского торгового пути. По этническому происхождению рязано-окцев относят к арийским (индо-иранским) племенам скотоводов, которые вели полукочевой образ жизни и не строили долговременных жилищ. Археологи считают, что этот народ пришёл в Мещеру с Запада и был в союзе с готами. Вооружение, воинские доспехи, конская сбруя – всё было готского образца. В обычай племени входило захоронение рядом с погибшим воином, наряду с полным воинским убранством, разрубленного на куски коня, которого помещали в ногах умершего. Женщины этого племени в IV-V столетии н.э. сражались наравне с мужчинами и входили в войсковую элиту, о чем свидетельствуют воинские женские захоронения, обнаруженные несколько лет назад близ Старой Рязани.
След рязано-окцев в Мещёре теряется после прихода славян. Славяне не уничтожали местные племена, а проводили политику проникновения культур с решающим влиянием своего этноса и культуры.
В XI – XVI веках центр Большой Мещёры, как указывал В.Н.Татищев находился в верховьях реки Цны и левобережье Хопра. Археологи и историки, исследуя этот край, приходят к выводу, что здесь одновременно сосуществовали мордовские, русские и татарские селения, составлявшие своеобразный симбиоз скотоводов и земледельцев. Но самое интересное в том, что, по данным известного историографа, исследователя Мещёры А.М. Орлова, на всей территории не было феодальных отношений и главенствовала родоплеменная община.

Феодальная власть навязывалась интернациональному населению Мещёры извне – со стороны Золотой Орды, русских и мордовских князей. Это, в свою очередь, вызывало протест, заставляло браться за оружие. Поэтому именно в этих краях впервые появились казаки (в переводе с тюркских языков – "вольные люди"). Вооруженные отряды казаков были грозной силой, с ними считались, их использовали для военных целей, в награду сохраняя вольный уклад жизни, даруя привилегии и наделы. Сюда со всех сторон стекались беглые крестьяне.
После распада Золотой Орды территория Мещёры оказалась в составе Руси, к казакам стали присоединяться золотоордынские мурзы. В те времена ситуация в Восточной Европе была нестабильной. Новообразовавшиеся Крымское, Казанское, Астраханское ханства, Большая и Ногайская орды претендовали на бывшие золотоордынские территории. Поэтому в условиях постоянной военной угрозы с середины XV века границы Московского княжества стали оборонять отряды казаков.
Примерно тогда же произошло разделение казаков Мещёры на организованных (городских или служивых), которых даже пороли батогами за провинности (среди них большинство составляли татары) и на неорганизованных ("вольных"), их иногда называли даже "воровскими казаками". "Воровские казаки" представляли собой смесь национальностей с преобладанием русского населения, перенявшего стиль и уклад жизни племен древней рязано-окской культуры.
Вольные мещерские казаки жили общинами, которые располагались даже в окрестностях Коломны. А.Н.Толстой в своем известном романе "Князь Серебряный" рассказывает об атамане шайки разбойников по прозвищу Перстень. Прототипом этого героя был реально живший атаман вольных мещёрских казаков по прозвищу Кольцо, принимавший активное участие в легендарном походе Ермака в Сибирь.

Давление властей на казачью вольницу значительно усилилось во времена Ивана Грозного, в результате чего усилилось бегство мещёрских казаков в Подонье и Поволжье, где возникают новые вольные казацкие общины:. Поэтому не удивительно, что Мещёра в XV-XVII веках сыграла большую роль в формировании донского казачества.
При Иване Грозном, особенно после покорения Казани, мещёрские казаки широко используются в охране дальних рубежей, а также для завоевания и присоединения новых земель, строительства там укрепленных городков:.

Текст: Николай СКУЛОВ. Фото из архива автора.
Гусь-Хрустальный район.

Интересно

В Мещёре в 1452 году возникла первая в России национальная автономия – Касимовское царство (ханство). Касимовцы успешно отражали натиск Ногайской орды, а ханство успешно просуществовало целых 250 лет. Его первым правителем и создателем был царевич Касим, сын Улу-Мухамеда, который вместе с братом Якубом спас ослепленного своими дядьями и братьями Великого московского князя Василия Темного.

Наша справка

Так что же такое Мещёра?
Название "Большая Мещёра" так и напрашивается перевести как "Большая Мешанина", т.е. место, где проживало множество народов.
Многие современные специалисты считают название
"мещёра" этнонимом. По их мнению, это слово является видоизменённым самоназванием племени. В нём явственно проглядываются две части: мокша-мордовская "меш" (пчела) и самоназвание "эрзя", которое восходит к эрзя-мордовскому "эритзя" (житель). То есть "меш-эрзя", "пчелиные жители", "бортники" по-русски. Примерно так и могли называть себя древние жители рязанского Поочья и Левобережья Оки – района, до сих пор славящегося своим пчеловодством.
Классический перевод этнонима "мещёра", принадлежащий историку Тациту – "лесные люди" – в принципе не отличается от современного, указывая место жительства, а не род занятий.

Просмотры: