Обложка четверга

Актриса Нина Усатова: Для меня важна человеческая атмосфера На сцене Концертного зала им.Танеева с большим успехом прошел спектакль "Любовь - не картошка" с участием звезд театра и кино...

Встреча для вас

Актриса Нина Усатова: Для меня важна человеческая атмосфера

На сцене Концертного зала им.Танеева с большим успехом прошел спектакль "Любовь – не картошка" с участием звезд театра и кино Нины Усатовой, Александра Михайлова, Игоря Скляра. Сегодня мы предлагаем интервью нашего корреспондента с популярной актрисой Ниной Усатовой.

Видишь Усатову в жизни, на экране или на сцене и думаешь: "Неужели актриса?" Дело даже не в атрибутах профессии, а в жизненной органике, мироощущении. Ничего придуманного. Вовсе не актриса, а просто женщина. Добрая, красивая, веселая и трагичная, располагающая к разговору. Какая-то идеальная женская природа, очень русская, именно такая, какой она представляется иностранному взору.
Массовый зритель узнал и полюбил Нину Усатову после фильма Владимира Хотиненко "Мусульманин".
– Роль в "Мусульманине" я маме посвятила, – начала беседу актриса. – Я в этом фильме очень на нее похожа – и обликом, и характером. Она тоже никогда никого не ругала, не осуждала – ни детей, ни зятьев – ни в чью личную жизнь не лезла. Все внутри себя переживала.
Оттого у нее инфаркт и случился. Папа у меня был силач, красавец, очень уважаемый в деревне человек. Не пил, не курил, все сам мог смастерить. Он очень рано умер – от осколка, который с войны в нем сидел. Мама, хоть и сватались к ней после смерти отца, замуж больше не вышла, нас жалела, все боялась: вдруг нам хуже будет. Любила она нас очень.
Я уже взрослая была, приеду навестить, потом она меня на вокзале провожает и бежит-бежит за вагоном до конца перрона. А я стою на ступеньках и твержу себе: "Только не плачь! Улыбайся! Улыбайся!"
– Нина, спасибо за интересный заданный тон беседы. Вы во Владимире впервые. Расскажите, откуда вы родом.
– Родом я с Алтайского края. Родилась и выросла в деревне, на полустанке Малиновое Озеро. Помню деда с бабкой. Какие это были характеры, какие умельцы! Несмотря ни на что, у нас всегда справляли Пасху. Бабка себе и деду испечет куличи большие, родителям поменьше, а нам, детям, тоже "по росту". Дедушка к Пасхе качели ставил. Он и салазки делать умел, и печи класть, и скотину лечить. Это все на моих глазах было. От бабушки до сих пор полотенца вышитые остались.
– Вы так восторженно вспоминаете:
– Я не только события, лица – запахи помню! Как белье пахло высушенное, скатерть на столе, новая клеенка – что-то непередаваемое. Сейчас таких запахов нет. Теперь я понимаю, как много мне дало детство. Открытие мира, открытие людских характеров. Я иногда рассказываю коллегам по театру байки, услышанные от деда с бабкой, так они мне говорят: "Нина, запиши, это же какие сюжеты!" Я действительно когда-нибудь их запишу.
– Мы с вами, Нина, все говорим и никак не вырулим к истоку вашего актерского дара.
– Кто же знает, как оно начинается: (улыбается). Я всегда большой фантазеркой была. Иду по дороге, смотрю на облака, и мне кажется, будто оттуда музыка льется, песня какая-то! В третьем классе нас повезли в театр. Бархатный занавес, кресла, свет, который медленно гас, – я была поражена в самое сердце.
А потом, как и все, в детстве любила кино смотреть. Привозили его к нам редко, раз в месяц. Были тогда вагон-клубы. Все шли в кино и детвору с собой брали. Та красота, то далекое, что было на экране, тянуло к себе. Детская фантазия уносила в невозможно высокие дали. Тогда я просто любила кино и не мечтала о нем, как о профессии. Это пришло уже в старших классах.
В первый раз вышла на сцену в школе, когда учительница раздала хорошим ученикам роли, не спрашивая, хочешь ты играть или нет. Мы к выборам ставили "Недоросля". Сами костюмы шили. Мне досталась роль Простаковой, матушки Митрофана. Митрофанушка наш потом отколотил меня за то, что молчала на сцене, увидев в зале своих родителей.
Я частушки пела, плясала, смешила ребятишек в деревне во время гуляний. Так и говорили: "Нинка, посмеши!"
– А потом поехали в Москву?
– Были долгие годы поступления. Только на пятый раз приняли, благодаря педагогу Щукинского училища Л.В.Ставской. Взяла она меня за руки и привела в училище: зачислили нас с подругой кандидатками.
– Пять лет прорываться в театральный – это просто фантастика. Неужели же в столице не оказалось какой-нибудь замены театру?
– Представьте себе, нет. Не оказалось. Более того, когда я почувствовала, что по возрасту уже поздно в актрисы, решила подать документы на режиссерское отделение. А мысль одна -все равно буду актрисой.
Но жить на что-то надо. Подумала: пойду в дворники. Меня предупредили: только не говори, что из-за денег. Мол, голубая мечта у тебя такая. Дали мне плащик из болоньи. Прихожу в ЖЭК, нахожу начальника и гордо говорю: "Хочу быть дворником. Я сильная, здоровая". А тот посмотрел: "Нет, мне баб не надо, у меня баки тяжелые ворочать нужно".
И вот снова экзамены. Подготовила я что-то по режиссерской части. Смешно вспомнить: "лиса – хитрая, старуха – добрая, волк – злой". В общем, вижу, опять "не кажусь" я комиссии. Сидят они и перед ними папочки со списками поступающих, справками.
И тут от отчаяния что-то на меня нашло. Подошла я к столу, дрожащими руками собираю свои бумажки, и их заодно. Прижала эту кипу к себе и такую речь закатила, как Павел Власов на суде. "Я знаю, почему вы меня не принимаете. Я деревенская, я из леса. Я никогда больше не приеду в Москву! Я никогда больше к вам не приду!" Выскочила за дверь, разрыдалась:. Через несколько дней мне бабушка говорит: "Нина, из училища звонили". А я думаю: "Это чтобы я документы забирала". Опять звонок: "Где вы там бродите? Срочно в училище!" Мы с подругой опрометью туда. И узнаем: приняли!
– Нина, а вы сами были чьей-то поклонницей?
– Конечно, были любимые актеры. На Таганке – Владимир Высоцкий, в Вахтанговском театре – Михаил Ульянов и Юрий Яковлев, в Театре Моссовета – Георгий Марков. Олега Ефремова полюбила как только посмотрела "Три тополя на Плющихе".
– Нет, поклонницей в классическом понимании – цветы, записки, ожидание у служебного входа:
– Что вы! Я такой стеснительной была, что на сцену-то, чтобы подарить цветы, спокойно не могла подняться! Так один раз с цветами и ушла. (Смеется). Это было накануне Дня Победы. Мне в училище досталась контрамарка на Таганку, на спектакль "А зори здесь тихие:". Там в начале спектакля героини идут по проходу. Я думаю: сейчас встану у двери, прикроюсь портьерой, и меня никто не увидит. Думаю: цветы вручу Любимову. И вдруг передо мной появляется спина в кожаном пиджаке, все закрыла. Я стучу в спину и говорю: "Пожалуйста, отодвиньтесь, а то мне не видно". Он повернулся – Любимов! Он всегда присутствовал при начале спектакля. Ни слова, правда, мне не сказал, отвернулся только, посмотрел начало и ушел. Какой ужас! После спектакля он вышел на поклон, а я так и не решилась отдать ему цветы. Положила их у Вечного огня.
– А позже, когда Вы уже стали профессиональной актрисой, каково было встречаться со своими кумирами?
– Трепетное ощущение осталось. С Михаилом Александровичем Ульяновым (царство ему небесное!) я встретилась в сериале "Зал ожидания". Я там играю наглую, мне надо было его стукнуть в плечо и сказать: "Ну, давай!" Я думаю: боже, я не смогу! Говорю ему: "Михаил Александрович, вот я вас стукну сейчас, смотрите не упадите, я постараюсь не больно". – "Да что ты? Бей как надо!" – ответил он. Ну я и стукнула:.
– Вы долгое время служили в Молодежном театре. Как пришли в БДТ?
– Кирилл Юрьевич Лавров (еще одна недавняя потеря) пригласил на роль Белотеловой, которую изначально должна была играть Света Крючкова. А она уходила в декретный отпуск. И на худсовете актер Гена Богачев сказал: "Есть такая артистка – Нина Усатова". Я тогда тоже была в декретном отпуске, но в Молодежном играла несколько спектаклей. У меня там хорошие роли были. Но я понимала, что в Молодежном театре будут нужны более молодые актеры, а в БДТ второй раз уже не пригласят. Был прощальный банкет. Помню, мне говорили: "Нина, не понравится – приходи назад". Но в БДТ меня сразу хорошо приняли.
– Актерская профессия сегодня – это серьезно? Кто-то по привычке тянет лямку. Кто-то уходит в церковь, коммерцию.
– Мне это понятно. У каждого своя дорога. Никого не осуждаю. Многие, уйдя из театра, избегают встреч с коллегами. Театр как омут. Где бы я ни играла, что бы ни делала, для меня всегда важна чисто человеческая атмосфера. Что в театре, что на съемочной площадке.
– Вас узнают на улице, в общественных местах?
– Нет. Когда не узнают – еще лучше. Говорят, например: "Вы так похожи на одну артистку". Чем больше такого сомнения и неузнавания, тем больше будут доверять моим героиням в кино. Просто иногда смотришь и видишь не персонажа, а актера, который его играет.
– Скажите, Нина, если бы у вас была куча денег, на что бы вы их истратили?
– Я, наверное, построила бы себе красивый дом. Где-нибудь на поляне, у реки или озера.
– Какие у вас, известной и популярной артистки, есть атрибуты современной жизни – мобильный телефон, компьютер, машина?
– Компьютер есть, но им пользуется мой сын Коля. Я в нем ничего не понимаю. Машина есть, вожу сама: устала бегать и голосовать на дороге.
– Спасибо за беседу и примите поздравление по поводу прекрасной игры в спектакле.

Михаил КОСТАКОВ, заслуженный работник культуры России.
г.Владимир.

Фильмография
"Мастер и Маргарита", сериал.
"Гибель империи", сериал.
"Стервы, или странности любви", сериал.
"Бедная Настя", сериал.
"Next 3", сериал.
"Кавказская рулетка".
"Прощальное эхо", сериал.
"Next 2", сериал.
"Закон", сериал.
"Дикарка".
"Next", сериал.
"Три женщины и мужчина".
"8 марта".
"Кадриль".
"Страстной бульвар".
"Барак".
"Женская собственность".
"Зал ожидания".
"Американка".
"Мусульманин".
"Роковые яйца".
"Окно в Париж".
"Прощальные гастроли".
"Чекист".
"Увидеть Париж и умереть".
"Ой, вы, гуси…"
"Анекдоты".
"Фонтан".
"Байка".
"Холодное лето 53-го…"
"Мой друг Иван Лапшин".

Премии и награды:
НИКА
Победитель в категориях: Лучшая женская роль
1999 – "Барак"
1995 – "Мусульманин"

КИНОТАВР
Победитель в категориях:
Лучшая актриса
1995 – "Мусульманин"
Актриса Нина Усатова: Для меня важна человеческая атмосфера

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике