Дорого и лживо

30 мая генеральный директор, главный редактор ООО «РИИЦ» Алла Абрашкина решила ответить на два вопроса, которые ее с давних пор мучают. Почему некоторые газеты превратились в официальные вестники?...

Дорого и лживо

30 мая генеральный директор, главный редактор ООО «РИИЦ» Алла Абрашкина решила ответить на два вопроса, которые ее с давних пор мучают. Почему некоторые газеты превратились в официальные вестники? За что платить СМИ? Попыталась ответить на них Алла Викторовна в своей чрезвычайно самостоятельной от властей газете «Пульс губернии», которую злые языки иначе, как «Пульсом губернатора» не называют. Раздумья Аллы Абрашкиной в указанный день вышли в статье «Дорого и «сердито»…

Сложилась честная система

Постигая логику Абрашкиной, надо иметь в виду, что громче всех на базаре «Караул, грабят!» кричат сами воры – чтобы отвести от себя подозрения и усилить панику.

Поэтому первый вопрос Аллы Викторовны: почему некоторые газеты превратились в официальные вестники? – следует читать: почему это делают другие газеты, а не мои? Да и второй ее вопрос мы прочтем чуть иначе. Вместо «За что платить СМИ?» видим совсем иное: «За что платить другим СМИ, а не моим?».

Давайте разбираться. Власти обязаны публиковать официальные документы. Лишь после публикации в авторизованном издании документы вступают в силу. Официальным органом правительства РФ является «Российская газета», документы областных властей публикуются во «Владимирских ведомостях» – и так далее. В городе Владимире официальным публикатором документов мэрии является газета «Призыв», а решений горсовета -«Владимирские ведомости». Для оплаты этих публикаций в соответствующих бюджетах заложены определенные суммы.

Велики ли деньги? В случае с «Призывом», который 3 года подряд выигрывает конкурс на размещение официальных документов владимирской мэрии, – более миллиона в год.

Но ключевое слово в этой фразе – не «миллион», а «конкурс»! То есть честная конкуренция. На мой взгляд, во Владимире сегодня сложилась сбалансированная и честная ситуация, когда решение конкурсной комиссии не зависит от того, как лично мэр Рыбаков относится к редактору Ефремову, и как лично предгорсовета Кругликов – к редактору Белову. Процедура принятия решения проста, но эффективна: конкурсная комиссия учитывает весь комплекс предложений и определяет наиболее экономически выгодное для бюджета, то есть для всех жителей Владимира.

Это значит только то, что 3 года подряд именно наша газета предлагает мэрии вариант, который наиболее эффективен, экономичен и удобен для властей и населения. При этом в конкурсе обязательно участвуют, кроме нас, еще 3-4 издания, которые проигрывают только потому, что не могут сравниться с «Призывом» в цене, качестве и удобстве сервиса.

Вот, собственно, ответы на вопросы, которые лицемерно задает мадам Абрашкина. Некоторые газеты (а если быть точным, то не газеты в целом, а лишь их часть) превратились в официальные вестники потому, что так требует закон, и потому, что публикация официоза для изданий – это бизнес. Но бизнес этот построен (по крайней мере, во Владимире) сегодня честно, прозрачно и понятно.

Поэтому, Алла Викторовна, если вы хотите участвовать в нем, выходите на конкурс, попробуйте предложить мэрии цены ниже наших, качество выше нашего, интеллект и трудоспособность сильнее нашего. И флаг вам в руки.

Вот и ответ на второй вопрос – власти оплачивают газетам затраты, которые издания несут по публикации официальных документов: на бумагу, услуги полиграфистов, экспедицию тиража, труд верстальщиков и корректоров и ряд других производственных расходов. Маржа самого издания незначительна, но, конечно, она есть – ни один бизнес не работает в убыток.

Не путать со скрытой рекламой

В коммерческих отношениях СМИ и властей есть одна тонкость. В случае с «Призывом» власти города платят нашей газете только и исключительно за публикации официальных документов, ни в коем случае не оплачивая лояльности редакционных материалов. Грубо говоря, они покупают несколько газетных полос, не покупая самостоятельности газеты в целом.

Но есть в нашей области и такая практика: власти под видом редакционных материалов за подписью якобы штатного сотрудника газеты публикуют хвалебные оды в свою честь. Естественно, за деньги.

В «Призыве» читатель видит четко: здесь редакционный материал, здесь – рекламный, здесь – официальный. Все честно. Хочешь – верь, хочешь – нет. Решай сам. Но в ряде газет официальная точка зрения публикуется под видом редакционного материала. По сути, власть, пользуясь авторитетом издания, навязывает читателю: смотри, как хорошо про нас пишут даже независимые журналисты! Конечно, это повышает степень доверия читателя к той информации, которую он получает.

То же самое делает в своих газетах и Алла Викторовна. Только она получает не деньги за оплату разовых публикаций. Вполне возможно, она вообще не получает денег от властей напрямую. Она получает нечто большее – мощнейший административный ресурс, лоббирование своего бизнеса сверху донизу.

До сей поры она «окучивала» область. Теперь решила подоить и наш вольнолюбивый город.

Разговор с женщиной не о поэзии

С женщиной не принято говорить о деньгах. Моветон. Но в случае с Аллой Викторовной меня прощает то, что она первая начала.

Итак, она пишет – дескать, за что же мэрия платит «Призыву» такую пропасть деньжищ, когда и тираж у него в среднем 5 тысяч на номер, и распространяется он не только в городе? Вот же я стою, вся готовая к пилежке бабла! Дайте мне бюджет освоить, я вам городскую газету сляпаю. В случае с «Призывом» народные денежки, типа, тратятся в никуда, а если Абрашкина будет их осваивать, они как бы уже и не народные и их можно не беречь?

Первая ложь Абрашкиной – средний тираж «Призыва» не 5 тысяч, как говорит она, а 7300 копий в неделю. В месяц мы всего делаем в среднем 260-280 полос, из которых документы мэрии занимают от 30 до 40 полос (формат А3). Подчеркиваю – мэрия оплачивает 10-15 процентов общих расходов нашей газеты -ровно столько, сколько составляет в «Призыве» доля официоза. Для нас сегодня, если мы вдруг проиграем честный конкурс на размещение официоза другому изданию, это будет означать только одно – полосность газеты сократится на долю официоза, следовательно, сократятся и наши затраты на такую же долю. Но какая-то другая газета будет печатать официоз за те же деньги, что и мы сегодня, или даже чуть большие – лучших условий, чем предлагаем мэрии нынче мы, дать просто невозможно – все кругом дорожает, полиграфия не исключение.

Но Абрашкина говорит о создании новой городской газеты. Именно полноценной газеты, не бюллетеня. Со штатом редакции, бухгалтерией, техническим центром и т.д.

Ну, может, какие-то работы по отдельным договорам для нового издания будут выполнять существующие при Абрашкиной службы – деньги гонять туда-сюда всегда выгодно. Вот тут-то и зарыта вторая ложь Абрашкиной – что новая газета будет менее затратна, нежели сегодняшние платежи городского бюджета «Призыву» и «ВВ».

Как я уже сказал, в месяц набегает 30-40 страниц официоза мэрии и еще столько же – горсовета. Максимум 80 полос А3. Поэтому новое абрашкинско-«городское» издание, чтобы оно для бюджета было по затратам хотя бы таким же, сколько сегодня бюджету стоят услуги «Призыва» и «ВВ», должно быть минимум 8-полоской, выходящей 10 раз в месяц (2,5 раза в неделю), от обложки до последней полосы заполненной официозом. Даже на логотип и выходные данные места не будет!

Но такая модель называется бюллетенем, а не газетой. Как только учредители новой газеты захотят иметь полноценное издание, сразу станет понятно, что для этого надо, чтобы официоз занимал не более 1/4 его объема. Иначе куда мы поставим репортажи, очерки, новости, фотографии любимых вождей? Объем газеты расползается до полноценных 240 полос в месяц. И только производственные затраты с нынешних консолидированных 2 миллионов вырастут до 8 народных «лимончиков».

Но ведь мэрии и горсовету надо, чтобы газета выходила не 2,5 раза в неделю, а как минимум 3. Просто потому, что есть документы, которые должны быть опубликованы к определенной дате, иначе они не вступят в силу. Так что к 8 народным миллионам прибавится еще миллион-другой.

Но и это не главное. Публикация официоза приводит только к производственным затратам: типография, бумага и т.д. Работа полноценной газеты потребует оплаты труда редактора, журналистов, фотографов, корректоров, верстальщиков.… Или вместо них в новой абрашкинской газете будут бескорыстно трудиться сотрудники пресс-службы «оранжевого дома»?

Ради чего? Ради того, чтобы Алла Викторовна заключала сама с собой сверхвыгодные договора на оказание услуг: без всякого конкурса, без конкуренции, без контроля со стороны?

Я уверен, что сотрудники городской пресс-службы, люди добросовестные и исполнительные, все же не настолько альтруисты, чтобы работать на обслуживание вполне осязаемых интересов А.В.Абрашкиной.

Впаривать, впаривать, впаривать…

Но даже если они и альтруисты, даже если они будут работать на Абрашкину бесплатно, что за информационного монстра мы получим? Официоз – 1/4, реклама (куда ж без нее) – тоже четверть. А остальные полгазеты – труды совершенно определенным образом ангажированных авторов.

Они ведь в мэрии работают. Очень трудно себе представить, что из-под их пера выйдет заметка о несанкционированной свалке или о плохой работе городского транспорта. Уверен, что читателям абрашкинского медиа-ресурса не удастся узнать из него, что думают горожане о росте тарифов ЖКХ в городе или о том, кому, почему и за сколько отданы те или иные земельные участки.

Таким образом, на народные, бюджетные деньги, о которых так печется Алла Викторовна, но сумма которых при предлагаемой ею модели превысит нынешние затраты как минимум впятеро, народу собираются впаривать не честную информацию, а вполне определенную пропаганду.

Поэтому третья ложь Абрашкиной состоит в том, что она называет «городской газетой» то, что средством массовой информации не является. Это не СМИ, это СМО – средство массового оболванивания.

Есть всеобщий закон. Каким бы хорошим и честным ни был человек, занимающий кресло чиновника, он моментально теряет чувство реальности и впадает в коррупцию, если нет конструктивной оппозиции, товарищеской критики, совместного с обществом и СМИ поиска оптимальных решений и обсуждения насущных городских проблем.

Алла Викторовна Абрашкина толкает городскую, сегодня еще вполне вменяемую власть, на скользкий путь. Она провоцирует власть на тотальное обюрокрачивание, а жителей Владимира заставляет стать безмозглыми и бессловесными винтиками порочной системы.

Все, абсолютно все – и в «белом доме», откуда и пошла инициатива создания абрашкинской газеты, и в «оранжевом», и в медиа-сообществе Владимира, и сама Алла Викторовна – это понимают. Но бабло побеждает зло! Уж очень хочется Абрашкиной поосваивать бюджетные миллионы. Это ведь так удобно! Не надо ни думать, ни крутиться, ни учиться, ни конкурировать, ни творить. Знай, гоняй народные деньги между бюджетом, газетой и своими структурами -и получай прибыль!

Классик марксизма писал -нет ни одного преступления, на которое капиталист не пойдет ради 300 процентов прибыли. Пока таких прибылей инициаторы идеи «городской» газеты, наверное, не получат, поэтому о преступлениях говорить рано. Но предвкушаемые и заранее просчитанные ими доходы уже настолько существенны, что лгать на эту тему уже начали.

Игорь Ефремов, генеральный директор-главный редактор ЗАО «Газета «Призыв».

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике