Как поведут себя цены на бензин в год Петуха?

В канун новогодних праздников случилось чудо – на «лукойловских», а следом за ними – и других автозаправках Владимира - снизились цены на бензин. А как поведут себя цены...

Как поведут себя цены на бензин в год Петуха?

В канун новогодних праздников случилось чудо – на «лукойловских», а следом за ними – и других автозаправках Владимира – снизились цены на бензин. В частности, литр 92-го стал стоить вместо 14,3 руб. 13,6 целковых. Многие горячие головы решили, что и в новом году цены на топливо будут снижаться. Так ли это? И как поведут себя цены на топливо в следующем году? В этом попытался разобраться наш корреспондент.

Почему они снизились?

Снижение цены на бензин на 70 копеек за литр – мера, по всей видимости, временная и популистская.

Во-первых, даже сами бензиновые короли понимают, что уже невозможно объяснять обществу и властям, почему растут цены внутри крупнейшей нефтедобывающей страны в то время, когда мировые цены на нефть в 2,5 раза выше тех, что заложены в бюджете. Никакими экономическими законами это не обусловлено. А объясняется это единственно ничем не ограниченной, бессовестной алчностью.

Впрочем, что такое рост цен на нефть в 2,5 раза по сравнению с ростом прибыли нашей «нефтянки»? Например, прибыль только одной «Сибнефти» за 9 месяцев этого года выросла в 88 раз (данные АиФ №50).

Свою роль в снижении цен сыграл, конечно же, и сезонный спад потребления бензина. В среднем на дороги России в декабре-марте выезжает на 40 процентов меньше автотранспорта, чем в летние месяцы.

Наконец-то наше государство обратило внимание на ценовую вакханалию наших нефтяников и ввело с октября 2004 года рекордно высокие таможенные пошлины на экспорт нефти. С одной стороны, больше денег стало поступать в федеральный бюджет, с другой стороны, больше бензина предприятия «нефтянки» стараются реализовать на внутреннем рынке.

Долой внутренний офшор!

С 1 января 2004 года в российском законодательстве произошли серьезные изменения – был отменен так называемый «внутренний офшор», когда нефтедобывающие компании дурили, как могли, и нас всех, и государство, недоплачивая налоги.

Ну, например, ясно, что и производитель, и продавец, и транспортировщик нефти, равно как и продавец бензина на сети автозаправок – фактически одно и то же лицо. Но закон до 1 января этого года был таким, что короли «нефтянки» могли использовать как бы вполне легальные схемы «оптимизации налогообложения».

Были созданы сотни как бы вполне самостоятельных «дочек», через которые транспортировался и продавался весь объем добытой нефти. И в итоге вместо 24%-го налога на прибыль нефтяные империи России платили в бюджет от 7 до 15 процентов. В этой связи в лучшую сторону выделялся «Лукойл» – он заплатил государству около 28 процентов от своей прибыли.

Что дальше?

Наши люди прекрасно знают, что российская действительность имеет мало общего с общемировыми экономическими законами. Вот нас убеждали, что цены на бензин внутри страны высоки из-за высоких мировых цен на нефть. Теперь ответьте – если мировые цены на нефть упадут, станут ли от этого внутренние цены выше? Десять из десяти скажут вам – нет!

Осенью этого года внутренние цены на бензин в России сравнялись с американскими – и ничего, пороптали водители – и продолжали заправляться. А событие-то было знаковым – короли «нефтянки» увидели, что рынок готов, пусть и скрепя сердце, «переварить» американский масштаб.

Тогда же начались разговоры о том, что летом 2005 года цены на бензин достигнут в России европейского уровня, примерно 1 евро за литр бензина. Только тогда правительство решилось несколько «прищемить хвост» нефтяным олигархам и ввело высокую ставку экспортной пошлины.

По мнению многих владимирских заправщиков, к весне цена за литр 92-го бензина опять вырастет – примерно до 15 рублей за литр. Большой объем горючего понадобится выбирающимся на дороги области водителям-«подснежникам», а кроме того, грядут весенние полевые работы.

А пик роста цен на бензин в 2005 году составит 17-18 рублей за литр (некоторые говорят и о 20) к сентябрю. Это, конечно, еще не 1 евро, но уже больше на 20-25 процентов, чем платит среднестатистический американец за литр топлива где-нибудь в Небраске или Оклахоме.

Весьма сомнительно, что и наши зарплаты вырастут на такую же величину. Поэтому вполне вероятно, что вскоре будет актуальна известная поговорка, перефразированная с точностью до наоборот – автомобиль не средство передвижения, а роскошь!

Виктор АЛЕХИН.

г.Владимир.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике