Встреча для вас

Рената Литвинова:"В кино я дилетантка"

Я встречал в Шереметьево-2 парижский рейс. Она летела в обратном направлении этим же самолетом. Она пила кофе-эспрессо и не замечала снующей вокруг толпы. Она вообще – летящая над землей. Совпадение, но она летела в Париж представлять свой фильм "Небо. Самолет. Девушка", снятый по пьесе Эдварда Радзинского "104 страницы про любовь".

Рената Литвинова – звезда кино и богемной Москвы, женщина с совершенно особым стилем. Одних раздражает ее манерность, другие превозносят ее как единственную современную русскую кинодиву. В упомянутом уже фильме "Небо. Самолет. Девушка" Литвинова выступила как сценарист, продюсер и исполнительница главной роли. Ну а раз уж я встретил ее в зале отлета Шереметьево-2, начали мы с ней разговор о "небесном" фильме.

– Этот фильм – римейк ленты, в которой когда-то снялась Татьяна Доронина. Это совпадение или вы любите творчество этой актрисы?

– Совпадений не бывает. Я верю в закономерность. Эта пьеса Эдварда Радзинского одна из моих любимых. Когда-то в детстве я рыдала, смотрев "Еще раз про любовь". И хотя я была восхищена игрой Дорониной, мой фильм получился непохожим на тот, где снималась она.

– У вас много общего с Дорониной? Я назвал бы Вас русской Марлен Дитрих…

– Доронина – моя любимая русская актриса. Вот и этот свой фильм я посвятила ей. Некоторых раздражала ее манерность, а это была индивидуальность, непохожесть на других.

Я сейчас сталкиваюсь с такими же упреками в свой адрес со стороны критики. Но все творчество Дорониной убеждает меня – во что бы то ни стало надо оставаться самой собой.

А что касается моего сходства с Марлен Дитрих… Ну, она жила в другое время, в идеальное время черно-белого Голливуда. Тогда, например, свет на лицо Марлен Дитрих ставили по нескольку часов – ради единого кадра, ради нескольких секунд красоты Марлен. Ее лицо было абсолютной мистификацией из верхнего света, когда тень от ресниц падала на ее скулы.

Сейчас никто не может позволить себе роскоши делать такие удивительные фотопортреты. Это просто невыгодно. Знаете, сегодняшнее кино убило бы красоту Марлен Дитрих.

– Ну уж не преувеличивайте! Вы хоть знаете, что половина мужского населения страны считают Вас образцом сексуальности и женственности?

– Где это меня видела половина мужского населения страны?

– Ну хотя бы в фильме "Граница. Таежный роман".

– Знаете, когда работаешь, над вопросами женственности не думаешь. В съемочной группе, в которой много женщин, я веду себя по-мужски. И вообще не люблю добиваться своего слезами, обидами, жалобами. Это мне некомфортно.

– Профессия актрисы, считается, притягательна для девушек. А Вы стали еще и сценаристом, хотя этот род деятельности считается мужским. Почему Вы стали сценаристом?

– Я никогда не хотела быть актрисой, а всегда сочиняла разные истории и писала. Позже, когда училась на сценарном отделении, иногда играла в отрывках. И это так меня напрягало!

Мне не нравится кому-то подчиняться, выполнять какие-то глупые режиссерские приказы. Мне не везло – липли какие-то не очень талантливые режиссеры, и я долго испытывала отчуждение к актерской профессии.

Сейчас я снимаюсь только у тех режиссеров, которые меня чем-то завораживают, чему-то по-настоящему учат, с которыми мне интересно.

Каждая роль у меня занимает много сил, опустошает. Наверное, я не профессиональная актриса. Я считаю себя дилетантом. Но свои роли я, как правило, пишу для себя сама.

– Что Вы читали и смотрели в детстве?

– Люблю все фильмы с Любовью Орловой. Помню, меня в детстве отправили спать, а я пробралась обратно и тайком, сквозь прозрачное стекло, смотрела по телевизору "Цирк". Помню, как Орлова пела…

А книги я всегда читала взрослые. То Мопассана, то Цвейга. Гоголя обожала.

– Родился ребенок – и жизнь изменилась?

– Вся. Совсем. Я стала другой. Появилось знание, что главное в жизни – любовь. Я как-то смотрела в глаза своему ребенку, такие любящие, и поняла, что это глаза Бога.

– Вы сняли документальный фильм о судьбах звезд советского кино: Мордюковой, Окуневской, Самойловой… Работая над ним, встречаясь с легендами нашего кино, не было ли Вам страшно, насколько все преходяще: слава, красота, работа, поклонники?

– Чувства были парадоксальные. Ведь я делала фильм "Нет смерти для меня" как бы не со стороны. Я и сама такая же. Жертва кинематографа. Я люблю кино, жизнь за него готова положить.

Преходяще все что угодно. Но на пленке эти актрисы вечны. Бессмертны. Прекрасны. А какой ценой все это было достигнуто? Это дело другое. Это такая судьба, которая была уготована и прожита каждой из них. И прожита, на мой взгляд, с большим достоинством.

Все пятеро женщин (а фильм, кроме названных, рассказывает еще и о судьбе актрис Васильевой и Смирновой) – необычные люди. Они небожительницы. Я не думаю, что их небесные покровители, которые их сделали звездами, могли ошибиться в своих кандидатурах.

– Вы верующий человек?

– Я верю в Бога и в любовь.

Радио оповестило о посадке АF-1944 из Парижа, и началась регистрация на обратный рейс. Рената достала из сумочки паспорт и билет, полушепнула-полубросила: "Ну, до свидания. Я пошла", и стала подниматься на второй этаж.

Впереди у Девушки были Небо и Самолет.

Виктор ГАЛКИН.

Фото из архива редакции.

Москва – Владимир.

ФИЛЬМОГРАФИЯ

Рената Литвинова дебютировала как актриса в эпизодической роли в картине "Две стрелы" (1989 год). К сегодняшнему моменту снялась в фильмах:

– "Увлеченья" и "Три истории" (1997 год),

– "Гипноз", "Берлинский экспресс", "Апрель" и "Таежный роман" (2001 год),

– "Небо. Самолет. Девушка" (2002 год).

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Рената Муратовна Литвинова родилась 12 января 1967 года в Москве в семье врачей. Отец умер. Мама до сих пор работает хирургом. Ренату назвали в честь дяди, правда, его имя – Ринат.

Рената после школы поступила на сценарный факультет ВГИКа. Ее при поступлении заметил известный автор сценариев Евгений Габрилович и не оказался равнодушным к ее литературному творчеству. Рената поступила с первого раза.

Стажировку Литвинова проходила у режиссера Сергея Соловьева.

В 2002 году вместе со съемочной группой режиссера Митты, снявшей фильм "Граница. Таежный роман", Рената Литвинова получила Государственную премию РФ.

Второй раз замужем. Про первого мужа, кинопродюсера, никому ничего не рассказывает. О втором говорит:

– Он просит говорить, что он инженер.

Но вряд ли простой инженер смог бы подарить Ренате шикарный и громадный черный "Мерседес", на котором актриса ездит по Москве с шофером.

Летом 2001 года у супругов родилась дочь Ульяна.

Рената Литвинова собирает старые лампы и верит в вещие сны.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике