Этот непредсказуемый Арсеньев

У нас в гостях создатель телевизионных сериалов "Криминальная Россия", "Каменская", "Салон красоты", "Дальнобойщики"

Этот непредсказуемый Арсеньев

У нас в гостях создатель телевизионных сериалов "Криминальная Россия", "Каменская", "Салон красоты", "Дальнобойщики"

Недавно в Центральном доме кино состоялся презентационный показ фильма "Лунные поляны", завоевавшего нынешней осенью Гран-при на XI открытом кинофестивале фильмов стран СНГ и Балтии в Анапе (бывший "Киношок"). Главной фигурой среди тех, кого чествовала элита Москвы, был генеральный продюсер Владилен Арсеньев.

С Владиленом Владиленовичем я знаком с конца 70-х. Он был во Владимире, писал о нашем городе, всегда интересовался им. О творческом пути Вл.Арсеньева, прошедшего за какой-то десяток лет путь от журналиста-репортера до продюсера крупных теле-и кинопроектов, хочется рассказать.

После окончания факультета журналистики Тбилисского университета Вл.Арсеньев пришел работать в "Неделю" – было такое еженедельное популярное приложение к газете "Известия". Там в отделе новостей основал юридический клуб "Дух и буква". Тогда с его легкой руки в еженедельнике стал печататься мой цикл судебных очерков "Из записок судебно-медицинского эксперта". Владилену не было и тридцати, но молодой журналист сумел объединить в своем клубе немало ярких личностей, имеющих отношение к милиции и правоохранительным органам. Помню знаменитых братьев Вайнеров – Аркадия и Георгия, с которыми Арсеньев крепко сдружился, организованное им заседание клуба, где присутствовали ведущие писатели детективного жанра А.Адамов, А.Безуглов, Ю.Кларов, братья Вайнеры.

В 79-м году я заметил у Владилена именные часы. Оказалось, вручил их ему министр МВД за очерк "Участковый". В нем рассказывалось об одном дне капитана Василия Калинского, участкового одного из рабочих районов Днепропетровска. Очерк имел широкий общественный резонанс, после которого последовал ряд правительственных решений, облегчивших труд участковых по всей стране.

Бывал в "Неделе" и знаменитый сыщик Ефимов, работавший на Петровке еще в 20-х годах.

– Малозаметный, тщедушный, он внедрялся в банды, после чего их выводили на чистую воду, – рассказывает Вл.Арсеньев. – Ефимов ушел на пенсию в звании полковника милиции. Но свой юношеский облик не изменил. Как выглядел рисковым, хулиганистым парнем, таковым и остался. Его воспоминания о преступлениях, случавшихся в Москве, Подмосковье, разные криминальные истории тоже печатались в "Неделе".

Мне казалось, что Арсеньев навсегда связал свой творческий путь с правовой тематикой. Но где-то с 84-го года Владилен Владиленович переходит в "Известия", с головой уходит в крутой журналистский репортаж. Многие помнят его великолепные зарисовки о "нехорошей квартире", воспетой Михаилом Булгаковым в "Мастере и Маргарите", репортажи экспедиции, в сорокаградусную жару пересекающей пустыню Каракумы, очерк о мужестве Льва Ивановича Яшина, отстаивающего в больнице после тяжелых операций на ногах свои последние, отнюдь уже не вратарские рубежи.

Проходит еще пара лет, и непредсказуемый Владилен вновь резко меняет амплуа: почти еженедельно "Известия" печатают его обзоры телепередач, в которых скрупулезно анализируются победы и поражения нашего телевидения. Круг его знакомых пополняется известными артистами театра, кино, эстрады.

В начале 90-х наступает эра НТВ. Владилен Арсеньев становится одним из создателей нового амбициозного телеканала. В ранге главного редактора художественных программ он закупает лучшие фильмы зарубежных режиссеров. В рубрике "Кино не для всех" на российский экран выходят звездные фильмы Феллини, Антониони, Херцога, Бонюэля, Бергмана, других маэстро, до этого не знакомых нашим зрителям.

Утолив жажду по хорошему кино и до предела насытив им канал, Владилен Владиленович становится руководителем телеканала "НТВ+", затем "НТВ-кино", а вскоре у неуемного Арсеньева возникают мысли о собственных телесериалах.

"Будучи программным директором НТВ, – вспоминает Арсеньев, – я приобрел и показал сериал "Самые загадочные преступления XX века", купленный в Англии у телекомпании Би-би-си. Тогда героями получасовых роликов стала масса злодеев – от Аль Капоне и Скорсезе до Эйхмана и Скорцени. И мне, знакомому еще по "Неделе" с нашим русским криминалом, захотелось сделать нечто подобное. Так возникла идея сериала "Криминальная Россия: современные хроники", которую я осуществил вместе с продюсером Дэвидом Гамбургом, прежде работавшим в Голливуде… Сейчас снято уже около сотни телефильмов "КР", сериал стал энциклопедией криминала в России и тех, кто сражается с преступностью".

Что скрывать, некоторые сюжеты излишне жестоки, но такова жизнь, от нынешних реалий никуда не уйдешь. Любопытный факт: после показа первых серий "КР" фильм украли и показали по русскому телевидению в США. За пиратство американцам пришлось заплатить весьма крупный штраф.

"А вот передачу "Перехват", которую мы тоже задумали с Дэвидом Гамбургом, по требованию ГИБДД пришлось закрыть, – продолжает Вл.Арсеньев. – Там сюжеты строились на угонах машин и погонях за преступниками. Милиция посчитала передачу неким учебным пособием для профессиональных угонщиков. И это было не внове. То же самое гаишники говорили в 70-х, когда вышел фильм "Берегись автомобиля". Кстати, в этом сериале мы в чем-то опередили западное телевидение: если раньше мы заимствовали их идеи, то с "Перехватом" получилось с точностью до наоборот. Авторские права на него захотели купить и в Америке, и в Англии…"

Огромной популярностью пользуется у нас телесериал "НТВ-кино" -"Каменская", поставленный по произведениям Александры Марининой. Его генеральными продюсерами совместно стали Владилен Арсеньев и Валерий Тодоровский. Не только для меня, весьма близкого по горячей профессии судмедэксперта с криминальной тематикой, но и для миллионов телезрителей "Каменская" стала этаким "домашним" детективом. В нем нет откровенно натуралистичных сцен насилия и жестокости. В фильмах сохранена лучшая традиция интеллектуального детективного кино, тех же "Знатоков", "Записок о Шерлоке Холмсе", которые в силу романтики и тайны поиска могут смотреть даже дети.

Со слов Вл.Арсеньева, в восьми полнометражных художественных фильмах "Каменской" занято около 200 актеров, среди которых немало кинозвезд. С особым блеском сыграла следователя Каменскую актриса Яковлева.

"На роль главной героини сериала, – вспоминает Арсеньев, -пробовалось до 40 актрис. Большинство обладало привлекательной внешностью, приемлемым возрастом, хорошими амбициями. Кинопробы показали Александре Марининой. Ей многие нравились, но я уже поставил на Яковлеву. В конце концов, с согласия писательницы Елена Алексеевна была утверждена на главную роль. Многие не ожидали, что роль капитана уголовного розыска Лесникова сыграет Дмитрий Нагиев, известный шоумен развлекательных программ. Признаюсь, был известный риск, однако Нагиев прекрасно справился с ролью…"

Параллельно с "Каменской" шли съемки таких популярных сериалов, как "Салон красоты", "Дальнобойщики", "Ростов-папа". Название "Дальнобойщики" говорит само за себя. Лента снималась в Подмосковье, Таганроге, Ростовской области. Теперь уже милиция не отказалась от активного содействия. Пришла помощь и из регионов на уровне первых лиц. А вот 100-серийный "Салон красоты" Арсеньев считает отечественной "мыльной оперой", героиня, бывшая уборщица, становится состоятельнейшей женщиной России. Фильмы о Ростове – это мозаика из приключений, фантастики, юмора типичного южного города со своим социумом и колоритом. Кстати, сам Арсеньев вырос в таком же веселом и не менее известном городе, в Тбилиси, в бедном районе на окраине, он полюбил кино, увлекся работой в ТЮЗе. А когда поехал в Москву – просто посмотреть столичные спектакли, судьба сыграла с ним шутку – талантливого бойкого паренька взяли репортером в "Неделю"… В нем, уже очень известном человеке, и сейчас осталось немало от того тбилисского мальчишки.

Будучи генеральным продюсером и отвечая за экономику многих дорогостоящих проектов, Арсеньев по-прежнему – азартный криминальный журналист. Он может при необходимости дописать или отредактировать сценарий, найти новые ходы, оживить вялую интригу. Те, кто внимательно смотрел "Дальнобойщиков", наверное, подметили, что в некоторых сериях среди титров есть и такой: "Сюжет Владилена Арсеньева".

В одном из интервью на вопрос журналиста о возможности собственного режиссерского дебюта Владилен ответил: "Это сложный вопрос. С одной стороны, я с уважением отношусь к людям, которые получили профессию. Я знаю, что такое ВГИК, что такое хорошее образование… И без ложной скромности скажу, что иногда что-то придумываю намного удачнее сценаристов. Пока, как человек дисциплинированный, я занимаюсь исключительно продюсерской деятельностью, но в ситуации, когда не смогу найти режиссера, возможно, выйду на площадку и сделаю какое-нибудь кино…"

И тут самое время вернуться к "Лунным полянам" – последнему его детищу. Эта лента, как никакая иная из тех, что появились на российском экране за последние годы, вписывается в столь любимое Арсеньевым "Кино не для всех". В основу сюжета положена страстная мучительная любовь брата и сестры, идущая от детства к зрелости. Она держит зрителей в напряжении от первых кадров до трагического финала. У одних эта картина вызывает чувство потрясения и восторга, у других – настоящего шока и неприятия.

Открывая презентацию фильма в Доме кино, председатель жюри Анапского кинофестиваля, директор Государственного музея изобразительных искусств им.А. С.Пушкина Ирина Антонова сказала: "Библейская притча о том, что Адам и Ева были вначале братом и сестрой, получила в этом фильме свое воплощение. Можно не соглашаться с фрейдистской концепцией инцеста, но великолепная игра актеров, тонкая режиссура и превосходная операторская работа в съемках величественного Санкт-Петербурга (оператор Владимир Панков) делают фильм явлением в нашем киноискусстве. Многие кадры настолько сильны, что напоминают стиль Андрея Тарковского, а смерть героев в финале воспринимается как очищение и победа любви".

Добавлю, что "Лунные поляны" продюсировались Арсеньевым совместно с французским коллегой, а постановку фильма осуществил Игорь Миньков, живущий в Париже. В рамках этого же фестиваля Владилен Владиленович удостоился приза лучшего продюсера.

На банкете по случаю презентации "Лунных полян" я оказался за одним столом с коллегами Владилена Арсеньева по бывшей "Неделе". Среди них были: заместитель главного редактора Леонид Корнилов, писатель Анатолий Макаров, редактор еженедельника "Экран и сцена" Александр Авдеенко.

Был с нами и популярный еще с 60-х годов писатель Аркадий Львов, в 1976-м эмигрировавший в США. Сейчас его имя известно не только в родной Одессе, России, но и Америке, странах Европы. А.Львов – один из первых советских писателей-диссидентов – А.Войнович, В.Аксенов, С.Довлатов, И. Бродский уехали после него. Вручая Владилену свой нашумевший роман "Двор", где охватывается период со времен революции до начала перестройки, советско-американский писатель произнес спич, где были такие слова:

– Я из одесского двора, ты, Владилен, из тбилисского двора, но в прошлом мы оба из одной колыбели – "Недели". Выпьем, друзья, за Тбилиси, Одессу и нашу арбатскую юность. А "Лунные поляны", уверен, не стыдно показать и в Голливуде. Дай-ка, Вадик, кассету на память…

Марк ФУРМАН.

Фото автора.

Владимир-Москва.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике