СЕНСАЦИЯ

Найдены уникальные цветные фото Владимира столетней давности

Блуждая по Интернету, я случайно наткнулся на цветную фотографию, показавшуюся мне знакомой – Дмитриевский собор во Владимире. Фотография удивила меня тем, что знакомый с детства образ собора был каким-то другим. Внимательно изучив все, что относится к этой фотографии, я узнал, что ей – 100 лет. Сделана она знаменитым русским фотографом Сергеем Михайловичем Прокудиным-Горским.

из досье "Призыва"

Фотограф земли Русской

Сергей Михайлович Прокудин-Горский родился в Петербурге в 1863 году. В детстве он посещал Императорский Александровский лицей, затем поступил в Технологический институт. Его учил Д.И.Менделеев.

В 1889 г. Прокудин-Горский оставил институт и уехал в Германию. Преподавал химию в Высшей технической школе г.Шарлоттенбурга. Там заинтересовался разработками цветной фотографии.

Затем Прокудин-Горский перебрался в Париж, продолжил свои занятия в лаборатории известного химика Эдме-Жюля Момене, исследователя проблем цветного фотографирования. Вскоре он стал членом Русского Императорского Технологического общества. В 1897 г. разработал учебные курсы по технике фотографии – впервые в стране. С началом русско-японской войны в 1904 году Прокудин-Горский отправился в Корею, где произвел обширные черно-белые съемки. В 1906 г. Прокудин-Горский стал редактором журнала "Фотограф-любитель".

В 1904 году по приказу царя Прокудин-Горский приступил к своему великому проекту – фотографированию земель и народов царской России. Сергею Михайловичу выдали два официальных документа и наказали носить их при себе постоянно. В первом говорилось, что Его Императорское Величество высочайше дозволяет ему пребывать в любых местах, независимо от секретности.

Вторым был указ министра, где объявлялось, что Император считает миссию, возложенную на Прокудина- Горского, настолько важной, что все официальные лица должны ему содействовать "в любом месте и в любое время". Для путешествия фотографу выделили в полное распоряжение помощника по оргвопросам и пульмановский вагон, который специально приспособили: там развернули прекрасно оснащенную лабораторию, включая темную комнату, чтобы проявление фотопластинок можно было осуществлять даже в пути. В вагоне поместился сам фотограф и его ассистенты, в том числе его 22-летний сын Дмитрий. Имелась горячая и холодная вода, ледник…

Началось путешествие со съемок Мариинской системы каналов. Следующим был Урал (август-сентябрь 1909 г.). В 1909-1915 годах Сергей Михайлович побывал в Сибири, Туркестане, на Волге (города Плес, Кострома, Ярославль и др.). В 1911 году было заснято Бородино и окружающие места – к столетию со дня битвы.

Снимки объектов, отражавших историю Романовых, были подготовлены к 300-летию царствования дома Романовых. В 1914 г. Прокудин-Горский запечатлел начальный успех русских на восточном фронте, австрийских военнопленных перед бараками. А далее пошли картины ужасающих поражений, вызвавших в памяти общества катастрофы крымской и русско-японской войн.

Революция 1917 г. сделала свершения Прокудина-Горского, поддержанные царем, не предметом гордости, а отягчающей уликой. В 1918 году Прокудин-Горский бежал из России со всей семьей. Так началась его эмигрантская одиссея сначала в Норвегию, затем в Англию и Францию.

Свою коллекцию пластинок он вывез, однако остались где-то в России снимки царской семьи, так до сих пор и не найденные.

Умер Сергей Михайлович в 1944 году.

В начале ХХ века он вместе с фотокамерой объездил всю Россию. Царь Николай II поручил Сергею Михайловичу заснять всевозможные стороны жизни областей, составлявших тогда Российскую Империю. Был Сергей Михайлович на севере России, на Урале, в Сибири и в Средней Азии. Сделал тысячи фотоснимков.

Снимал он в начале века и во Владимире. Кроме обычных для того времени черно-белых снимков, он делал совершенно тогда невиданное – цветные диапозитивы.

В начале века цветных фотоматериалов не существовало. Поэтому мастер использовал обычные черно-белые фотопластинки и специальный фотоаппарат собственной конструкции, который быстро делал три снимка одного и того же сюжета через три различных светофильтра: синий, зеленый и красный. С полученной фотопластинки изготавливался диапозитив (точнее, три диапозитива на одной пластинке, один над другим – "синий", "зеленый" и "красный"), которые проецировались на экран специальным диапроектором. Каждый диапозитив – через свой светофильтр соответствующего цвета. В результате на экране получалось цветное изображение. Возможно, показы фотографий Прокудина-Горского были первыми в мире демонстрациями слайдов.

Во время революции фотоархивы Прокудина-Горского частично погибли, частично были вывезены за границу. Его коллекция была продана библиотеке Конгресса США его наследниками в 1940-х годах.

Она состоит из 1900 стеклянных негативов и около 2700 контактных отпечатков, которые собраны в 14 альбомах. Сотрудники библиотеки провели гигантскую работу и оцифровали свыше 2 тысяч фотоснимков Прокудина-Горского. Используя компьютерные технологии работы с изображениями, они получили по тройкам диапозитивов цветные изображения. Все оцифрованные фотографии С.М.Прокудина-Горского (около 2,5 тысячи) в библиотеке Конгресса доступны для просмотра.

Из них, естественно, наше внимание привлекли фотографии Владимирского края. Поражает, что многие из них – цветные. Мы обязательно опубликуем наиболее интересные из них. Первая публикация – сегодня. Ее тема – Владимир и окрестности. В одном из следующих номеров газеты мы познакомим читателей с другими фотографиями Владимирского края работы Прокудина-Горского.

Подготовил С.Б.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике