учительская

Непростая история

с учебником истории может завести в тупик и учителя, и ученика

Когда вы командуете своему чаду: "Быстро за уроки!", то вряд ли особо задумываетесь о том, а что ребенок узнает из учебников. Например, знаете ли вы, что по всем курсам истории основной школы (5 – 9 класс) написано и допущено в этом году к изучению 43 учебника. За пять учебных лет понадобятся лишь девять. Зачем так много
исторических трудов написано для школьников и какая книга ближе всех к достоверности? В этом попытался разобраться наш корреспондент.

От распада Союза великих республик и скоропостижной кончины советской идеологии жестоко пострадали и учебники истории. В срочном порядке лучшие умы, профессора, ученые кинулись заново их переписывать. И некоторые дописались до полного абсурда. Так, в Воронежской области несколько лет назад вышел учебник истории, где было написано: "Вторую мировую войну выиграли США при поддержке России". О чем еще можно прочитать в учебнике? Рассказывает заведующая кабинетом истории, методист института усовершенствования учителей г. Владимира Светлана Михайлова:

– Прежде чем рассматривать конкретные учебники, их плюсы и минусы, не мешало бы читателям вашей газеты узнать немного о системе образования в целом. Наша область первая в России перешла на концентрическую систему образования, то есть изучение предмета идет по двум кругам.

Что касается истории, то с 5 по 9 класс дети изучают ее от древности до наших дней. А в 10 и 11 классах вновь вся история рассматривается с самого начала, но уже на другом уровне, проблемно-теоретическом. Здесь уже требуется больше творческой работы и самостоятельной добычи информации. Девиз сегодняшнего любого курса истории – "Не судить, а понять". Мы не должны ставить оценки историческим личностям, а уж тем более устраивать суды над историей и отрекаться от нее.

В классах экспериментальных, двенадцатилетке, отрабатывается новая структура, и учебники не соответствуют тому минимуму, который должна дать школа. Цель была разгрузить ученика, получилось наоборот.

Меняются цели образования, любой учитель обязан научить ребенка учиться и уметь найти нужную ему информацию. Ученик же должен знать сумму фактов и уметь объяснить, почему произошло так, а не иначе. Механическое зазубривание дат и пересказ от сих до сих – это пережитки советской школы, к сожалению, от них мы не можем избавиться и по сей день.

– Так по каким критериям выбираются учебники для наших детей?

– На этот учебный год мы получили список учебников, допущенный и рекомендованный Министерством образования РФ. На каждый курс истории приходится как минимум 4 учебника. Отсюда и возникают расхождения. Что выбрать, решает сам учитель. Но чтобы соблюсти единое образовательное пространство области, мы, методисты, пишем учителям свои рекомендации.

– Вы говорили о проблемах, связанных с учебниками?

– История – гуманитарная наука, единого мнения нет. Вот вам и первая проблема: учебники не совпадают, в каждом высказана своя авторская концепция, расставлены свои логические акценты и ударения. А нам нужна преемственность, к которой мы никак не придем. Учебники меняются год от года. Конкуренция высока, пишут много, прорваться на рынок сложно, да и содержание учебных пособий мало чем различается.

А вторая проблема – деньги! Дай бог, чтоб учебник стоил 40-50 рублей, в основном за него приходится выкладывать 80-90 рублей. И лишь 10 процентов учеников по всей области учебники получают бесплатно. Может, учитель и хочет заменить устаревшее пособие, но не может, средств нет. Да и мы с опаской рекомендуем все новое: если два года подряд учебника нет в перечне, значит, он может выпасть вообще и его лучше не брать.

– Значит, идеальных учебников нет?

– Нет, в каждом пособии есть свои нюансы и какие-то недоработки. Подчас авторам и не дают что-либо подкорректировать. Мы рекомендуем учителям области учебник "История России" с 6 по 9 класс А.А.Данилова и Л.Г.Косулина, издательство "Просвещение". Так вот, А.Данилов рассказывал: "Просили время на доработку, когда писали свой первый учебник, но нам отказали, пособие нужно было срочно".

Неплохой учебник Л.М.Ляшенко "История России, 19 век" для 8 класса, издательство "Дрофа". И, конечно же, нельзя не сказать об "Истории средних веков" для 6 класса, издательство "Русское слово". Обращайте внимание на издательства, несколько издательств могут выпускать один и тот же учебник, но его содержание будет разным.Эти учебники уже апробированные, и из всего числа пособий более приемлемы.

– В некоторых школах введена дисциплина "История родного края", в других этой дисциплины нет. Почему?

– История области – составная часть курса истории России. И здесь опять все решает учитель, поэтому в некоторых школах это самостоятельная дисциплина, в других ее рассматривают в общем курсе. ВГПУ выпустил "Учебник по истории Владимирского края", издательство "Дюна". Но нареканий по поводу содержания учебника много, он больше подходит старшим классам, абитуриентам и студентам. Учителям приходится адаптировать учебник для среднего звена школы.

– Есть ли школы в городе, которые специализируются на истории?

– Да, история сильна в первом лицее, тридцать первой гимназии, третьей школе и двадцать пятой (там юридические классы). Рейтинг предмета растет. Очень много желающих из области поучаствовать в различных конкурсах и викторинах. А на правовой Российской школьной олимпиаде два года назад мы вошли в десятку сильнейших, заняв четвертое и шестое места. В прошлом году не ездили, не было денег.

Оглашаем весь список

Историческая "семилетка"

В какой последовательности

изучают историю наши дети с 5 по 11 класс?

5 класс – История древнего мира.

6 класс – 1) История средних веков. 2) История России, от славян до начала 17 века.

7 класс – 1) Новая история, часть первая, от 15 века до французской революции. 2) История России, 17-18 век.

8 класс – 1) Новая история, часть вторая, до начала 20 века. 2) История России, 19 век.

9 класс – 1) Новейшая история, зарубежная история, 20 век. 2) История России, 20 век.

10 и 11 класс – 1) Проблемный теоретический курс истории России, с древности до наших дней. 2) Курс мировых цивилизаций, то есть курс всеобщей истории.

Попросят поименно вспомнить всех

Что должен знать и уметь выпускник 9 и 11 классов. Краткое пособие для учеников (чтоб учили) и их родителей (чтоб знали, что в школе требуют).

1. Знать даты, хронологические рамки, периоды событий, последовательность и длительность исторических событий.

2. Пользоваться источником: картой, дополнительной информацией.

3. Рассказывать об исторических событиях с подробностями (описывать условия и образ жизни на определенном срезе истории).

4. Анализировать, объяснять, выдвигать версии.

Елена Питиримова.

г.Владимир.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике