Увидит ли Владимир 2 миллиарда рублей

"Владимир получит 2 миллиарда!" Восторженный тон СМИ после совещания в Суздале привел к тому, что большинство владимирцев уверены - вопрос уже решен, надо только маленько поработать и что-то...

возвращаясь к напечатанному

Увидит ли Владимир 2 миллиарда рублей

"Владимир получит 2 миллиарда!" Восторженный тон СМИ после совещания в Суздале привел к тому, что большинство владимирцев уверены – вопрос уже решен, надо только маленько поработать и что-то там согласовать. А что же на самом деле?

Сразу после совещания в Суздале "Призыв" предостерегал от излишней эйфории и выражал сомнение в том, что наши доводы убедят правительство "отстегнуть" нам деньги. Теперь слово – специалистам. Большинство из них, как и мы, настроены скептически.

Оптимисты (работники горадминистрации) прикидывают, куда эти деньги направить и на что их хватит.

Скептики (их большинство) сошлись во мнении, что хорошо, если удастся вырвать часть суммы. Но если и повезет, на это придется положить уйму сил.

Прагматики просчитывают, в каких направлениях потекут финансовые потоки. Спешат заблаговременно подготовить канавку для собственного ручейка.

А опытные полагают, что поступление столь больших федеральных средств, коль оно случится, станет не меньшей головной болью, чем их отсутствие. К своевременному и эффективному их освоению надо быть готовым, как к стихийному бедствию. В противном случае есть все шансы ими захлебнуться.

"Судьбу города нельзя решать келейно"

Александр Скворцов, директор ГУП "Владспецреставрация", один из разработчиков генерального плана реконструкции исторического ядра
города Владимира 1972 г.:

– Уже 30 лет дальше разговоров о необходимости реконструкции исторического ядра дело не идет. И с каждым годом мы теряем все больше исторический образ города.

Ошибки в градостроительстве дорого обходятся. Исправить их практически невозможно. Срыли в начале ХlХ века земляные валы, и город навсегда утратил завершенность средневековой крепости. Проложили во второй половине ХlХ века железную дорогу по берегу Клязьмы – и город не только лишился набережной, но наперекосяк пошел процесс градостроительной планировки.

Застроив в середине ХХ века исторический центр в районе ул. Фрунзе домами повышенной этажности, стеной отгородили вид на город со стороны Клязьминской поймы. Есть опасность совершить очередную ошибку. Не только рядовые владимирцы, но и профессионалы до сих пор не имеют четкого представления, каким станет город в результате реконструкции.

Келейное принятие решения по столь глобальным вопросам до добра не доведет. Почему нет общественных обсуждений, экспертиз? Исторический центр – достояние не только власть имущих, а всех жителей города.

А по поводу федерального финансирования обольщаться не стоит. Заложенные в бюджете деньги на реставрацию белокаменных шедевров поступят к нам чуть ли не в декабре. Реставраторы в течение года фактически вынуждены вести работы авансом. Так стоит ли ждать, что из федерального бюджета, да еще в таком объеме, выделят деньги? Буду рад ошибиться, но…

арифметика

После недавнего всеевропейского потопа, нанесшего значительный урон историческим памятникам Чехии, Германии, Венгрии и других стран, правительства выделили на восстановление ущерба:

В Германии – 2 миллиарда евро от федерального правительства и еще столько же выделит Евросоюз.

Чехия на восстановление памятников Праги выделяет более 600 миллионов евро.

1 евро равен примерно 30 рублям. Вот и считайте масштабы помощи. Если переводить в евро, вся федеральная программа "Сохранение исторических городов России" "тянет" на 600 миллионов евро.

"Нечего денег ждать,
работать надо"

Алиса Аксенова,
генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника:

– Меня раздражает нынешняя эйфория. Проект существует уже 25 лет. Почему за все эти годы никто не попытался его внедрить? Не было финансирования? Но для решения многих проблем и денег особых не надо. Нужно желание. 25 лет я борюсь за стоянки для туристических автобусов. Шли годы, менялись мэры. А проблема, которая выеденного яйца не стоит, осталась. И при этом все много и красиво говорили о необходимости развития туризма.

Что мешало В. Косткину, когда он руководил Госцентром по надзору за памятниками архитектуры, при заключении охранно-арендного договора сразу оговаривать с арендаторами и особые условия содержания домов в центре города? Почему все наработки лежали мертвым грузом, пылились на полке в мастерской И. Столетова?

Удалось бы предпринимателям привести внешний вид 48 зданий-памятников в соответствие с проектом, наш город сегодня выглядел бы по-другому. Это с согласия главного архитектора В. Пичугина "присобачили" витиеватую лесенку к фасаду здания ХlХ века. Кто-то же согласовывал и зеркальные стекла.

А названия заведений? "Старый Тбилиси" в самом центре Владимира. "Цыпленок жареный", что-то от Одессы. Или "Долли" с изображением дешевого вида фривольной девицы. А "Истина в вине" (А. Блок) – абсолютная безграмотность. Приписать авторство латинской сентенции Блоку – это надо додуматься.

Единственное здание по всей Б. Московской в надлежащем виде и название соответствующее – "У Золотых ворот". А как долго и тщательно его в свое время выбирали.

Во Владимире нет богатых особняков, как в Калуге или Костроме. Рядовая бедная постройка. Но и ее можно подать с блеском. Красиво – не обязательно богато.

Когда есть деньги – хорошо. Но и без денег можно делать дело. Главный порок – бездействие. Надо постоянно лапками работать, как та лягушка. Тогда и деньги появятся.

"Важно
не потерять темп"

Александр Шефов,
директор института "Гражданпроект":

– У нас в области 3300 памятников истории, археологии, архитектуры, культуры, которые мы не очень-то и храним. На сегодняшний день подготовлены градостроительные документы по развитию Владимира, схемы инженерных сетей (водоснабжение, канализация, электроснабжение и т.д.) Необходимо приступить к рабочему проектированию этих сетей с тем, чтобы приступить к цивилизованной застройке. И нельзя терять темп. Иначе документация опять устареет.

А нормального финансирования этих работ сегодня нет даже по Лыбедской магистрали. Я не очень верю в обещание Госстроя РФ выделить Владимиру названные суммы. У них масса своих проблем. Хотя какое-то финансирование, думаю, все же будет. И это уже успех – мы попадаем в федеральную программу, что сулит немалые перспективы.

Однако этих денег на все наши проблемы не хватит. Нужны консолидированные действия города, области и федерации. Но, главное, необходимо заинтересовать и привлечь инвестора. Нужны льготы, нужен инвестиционный импульс.

Необходима серьезная корректировка концепции застройки под современные условия. До сих пор нет ответа, каким же будет центр Владимира? Исключительно деловым или все же останется жилым районом.

Эстонцы не стали расселять жителей из центра Таллинна, делать из него заповедную зону. И в результате город получился живым. В Ростове Великом центр превратили в музей. И за 10 -15 лет из любимого горожанами места встреч и гуляний центр города превратился в мертвую зону, где днем прогуливаются туристы, а вечером только самые отчаянные рискуют появляться.

Где сегодня владимирская "шалопаевка"? От нее остались одни воспоминания. Это все равно, что Одессе потерять Дерибасовскую.

Нельзя рассматривать исторический центр Владимира отдельно от остального города. Это единый организм. Говорить надо о корректировке генплана всего города, а не только его центра. Это требования законов проектирования. Работа предстоит большая. И начинать надо, не дожидаясь федеральных денег.

"План устарел"

Владимир Петров, главный архитектор ГУП "Владимирспецреставрация", один из разработчиков концепции реконструкции исторического центра
г.Владимира 1972 года:

– В начале 70-х годов авторским коллективом под руководством Игоря Столетова был создан генеральный план реконструкции исторического центра Владимира. Но прошло почти 30 лет, и он устарел. Город – живой организм, находится в постоянном движении, развитии.

Можно сколько угодно говорить о концепции двухэтажного Владимира. Но пройдите по улочкам старого города, он давно уже четырех-, пяти- и даже шестиэтажный. Экономическая целесообразность берет свое.

До сих пор спорят о том, каким должен быть исторический центр Владимира: исключительно деловым или там надо сохранять жилые кварталы? Есть только концепция генерального плана. Она требует доработки. Необходимо сделать проект развития имеющейся планировочной структуры.

Создавать проект необходимо на конкурсной основе и выбирать лучший. Конкурс должен быть оплачен, в бесплатном конкурсе серьезные проектировщики участвовать не будут.

Это потребует дополнительно около миллиона рублей и почти год времени. Но затраты того стоят. Если хотим строить как положено, на века.

Необходимо тщательно продумать инвестиционную привлекательность проекта. Нужна особая налоговая политика. Сейчас этот проект слишком затратен для инвестора. Город получил еще один шанс и будет жаль, если его опять упустит.

"2 миллиарда
будут обязательно"

Владимир Косткин, заместитель главы администрации
Владимира:

Город обязательно получит эти 2 миллиарда. Сейчас на подписи у премьер-министра находится распоряжение о разработке подпрограммы "Возрождение исторического ядра г. Владимира" в составе федеральной целевой программы "Сохранение и развитие архитектуры исторических городов (2002-2010 годы)", утвержденной постановлением Правительства РФ 26 ноября 2001 г.N 815, как дополнение к подпрограммам "Сохранение и развитие исторического центра г. Санкт-Петербурга" и "Возрождение, строительство и реставрация малых и средних городов России в условиях экономической реформы".

Это распоряжение уже согласовано с Госстроем, Минэкономразвития, Минкультуры и Минфином.

Кто сказал, что программы нет? Она есть. После совещания мы два выходных дня без сна и отдыха ее готовили и отвезли в Москву.

Согласно плану работ прежде чем приступить к реконструкции исторического ядра, необходимо решить три задачи:

– реконструкции и строительства инженерных коммуникаций;

– расселения ветхого жилого фонда;

– строительства обводных дорожных сетей.

Непременным условием реконструкции исторического ядра является развитие транспортной инфраструктуры. Сейчас нагрузка на центральную магистраль города в 1,5 выше допустимой. А выхлопные газы разрушают белый камень архитектурных памятников. Необходимо срочно выводить транспорт из центра города. Строить Лыбедскую и Южную магистрали, переносить на них троллейбусные маршруты. Делать пешеходными часть Московской до Соборной площади и ул. Ильича от Бабьих ворот Торговых рядов до нового административного центра.

Поэтому работы по реконструкции надо начинать со строительства Лыбедской магистрали. В этом году на строительство первой очереди выделено 162,4 млн. рублей.

Головной научно-методической проектной организацией станет проектная мастерская ОАО "Владимирреставрация". А единым заказчиком – УРИЯ.

Трудно сказать, сколько лет потребуется на реконструкцию. Многое зависит от финансирования. При удачном стечении обстоятельств только на строительство Лыбедской магистрали потребуется года три.

Согласно подготовленной нами программе на выполнение всего объема работ потребуется не менее 15 млрд. рублей. Из них 1,5 млрд. рублей будут федеральными. Почти 4 млрд. рублей выделит область. 3,5 млрд. рублей надо изыскать городу. А 7 млрд. рублей мы рассчитываем привлечь за счет инвесторов. Желающие принять участие в этих работах у нас стоят в очереди.

Официально

К сожалению, не удалось побеседовать с главным идеологом реконструкции Игорем Столетовым. Игорь Александрович сейчас в отпуске. Зато удалось найти в Интернете цифры федеральной программы "Сохранение и развитие архитектуры исторических городов". О каких 2 млрд. рублей для Владимира идет речь? На всю программу, рассчитанную на 8 лет (до 2010 года), предусмотрено выделить 1, 88 млрд. рублей. И из них 1,6 млрд. рублей уже запланированы на восстановление архитектурных памятников Санкт-Петербурга и дворцовых ансамблей в его пригородах к 300-летию северной столицы.

Всем остальным историческим городам России достается просто смешная сумма – 140 млн. рублей.

Санкт-Петербург работает по этой программе уже 5 лет. И за это время получил из федерального бюджета всего 600 млн. рублей, затратив за это время 11 млрд. рублей из собственного бюджета, а еще на 11 млрд. рублей поступило инвестиций. И получается, что на 1 федеральный рубль приходится почти 40 рублей "своих кровных".

И даже если премьер-министр М. Касьянов подпишет распоряжение о включении владимирской подпрограммы в федеральную программу, то на 2002 год там уже все строчки расписаны. Кстати, 1,2 млн. рублей должны получить из федеральной казны наши земляки – александровцы.

Мало того, в субботу Правительство РФ передало в Госдуму проект бюджета на 2003 год. Бюджет 2003 года признан "крайне напряженным" и "без жирка". Вряд ли ему до владимирского исторического ядра.

Вблизи от памятников истории
планируется вредное производство

Как увязать имидж туристической "Мекки", каким видится Владимир городским властям, с проектом размещения уже в ближайшее время достаточно серьезного химического предприятия – завода по производству гранулята полиэтилентерефталата, из которого будут производить полиэтиленовые бутылки для всей страны?

По действующему законодательству, санитарно-защитная зона такого производства, в которой нельзя жить, составляет 500 метров. А в этом радиусе живут наши жители – и к северу, и югу, и к западу, и к востоку от предполагаемого объекта.

Умиляют выводы государственной комиссии, давшей зеленый свет опасному химическому производству: "представленные материалы производят благоприятное впечатление" (право, подобной фразы ни в одном экспертном заключении до сих пор встречать не приходилось). И это при том, что в самих материалах, произведших на экспертов "благоприятное впечатление", даже балансы выбросов вредных веществ не сходятся, если сравнить разные разделы проекта. Так, разница в возможных потерях агрессивных компонентов производства (терефталевой и изофталевой кислот) составляет более 400 тонн в год, а этиленгликоля – более 2000 тонн в год.

Переведем эти величины в понятные для восприятия каждого пятитонные самосвалы. И получим – 80 самосвалов кислот и 400 самосвалов этиленгликоля то ли загрязнят окружающую среду, то ли нет.

А общий баланс между сырьем, произведенной продукцией и отходами не стыкуется аж на 14 тыс. тонн в год (2800 пятитонок).

Авторы проекта не скрывают, что в ходе производства возможны не только загрязнения почв и грунтовых вод, но и подземных водоносных горизонтов; что производство при определенных ситуациях может нанести ущерб городским очистным сооружениям. Можно ли гарантировать надежность предприятия в условиях нашей действительности?

Подготовила Валентина КНЯЗЬКОВА.

Фото Рудольфа НОВИКОВА и Геннадия ПОПОВА.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике