“Мотор” торможу

Зеленоглазое такси доставило меня до ворот диспетчерской одного из парков. Я в маленькой комнате диспетчеров. Ранее, вызывая такси, я представлял себе подобные помещения огромными, с кучей телефонов и...

ночной репортаж

"Мотор" торможу

Зеленоглазое такси доставило меня до ворот диспетчерской одного из парков. Я в маленькой комнате диспетчеров. Ранее, вызывая такси, я представлял себе подобные помещения огромными, с кучей телефонов и милых барышень. К моему удивлению, на запросы клиентов отвечали всего две очаровательные особы: Ольга и Светлана.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

За день диспетчеры принимают около 500 звонков. Водитель, желающий заработать, способен принять 15 вызовов. В кассу шоферу надо отдать 180 рублей, остальной заработок – его, вне зависимости от того, оплачивает клиент дорогу до Москвы или до Питера.

Служба по вызову

Девчонки рассказали мне о своей веселой жизни:

– Через каждые два звонка к нам обращаются клиенты, которые лыка не вяжут. Особенно много пьяных хочет куда-нибудь уехать по праздникам и с пятницы на субботу. А то, бывает, и барышни забавные звонят – желаем именно такую и никакую другую иномарку, и чтоб водитель молодой был, и в салоне не накурено. Один раз тетенька целый скандал устроила, требовала вернуть машину, дескать, шофер не выполнил свои обязанности. Пускай он вернется и доведет дело до конца. Мы у парня спрашиваем: "Чем ты ей не угодил-то?" Он говорит: "Все нормально, доставил прямо по заказанному адресу".

Мы думаем: просто он понравился ей. Одна дама звонила каждый день и требовала только одного и того же таксиста. Мы уже сами начали спрашивать: "Вам машина нужна или водитель?"

С другой стороны, звонят и вежливые люди с приятным голосом. Таких, кстати, с каждым годом все больше и больше. Разговоров вроде того что "Тачку мне пришли" – уже немного.

Наша служба и опасна, и….

– На водителей часто нападают?

К разговору подключился таксист, согласившийся раскрыть тайны ремесла:

– Водителей резали неоднократно, совсем недавно одного ножом пырнули. Как правило, мы держимся вместе, клиентов подбираем со своих стоянок. В случае чего у каждого есть рация, по тревоге вся смена может на помощь приехать.

– Кто идет на такую работу?

– Да разные люди работают: и военные, и студенты. Давай по журналу посмотрим, вот вчера в будний день за 12 часов поступило 260 заказов.

Были времена, а теперь мгновения

В связи с этим мне вспомнился рассказ пожилого таксиста, пенсионера, отдавшего дороге 30 лет своей жизни. В советские времена действовал коэффициент 0,76. То есть таксист имел право 24 километра проехать без клиента, за остальные 76 обязан был отдать деньги родному предприятию. Поэтому водители и брали плату за проезд в оба конца. Хорошо, если поездка намечалась в столицу, из Москвы обязательно пассажир найдется, а если машину заказывали до Иванова?.. Сколько дней, недель пришлось бы стоять, пока нашелся бы ивановец, желающий доехать до Владимира. За порожняк же невезучему водителю приходилось выкладывать свои кровные.

Тогда количество проеханных километров сверялось с рублевым таймером. Неблагодарным делом фискальничания занимался специально обученный человек, еще и премии получал. Правда, и его шоферы обманывали. Существовало специальное устройство под названием "кремлевка". Она блокировала счетчик, и все деньги за проезд шли в карман таксиста. Подобным способом водители пользовались в случае обслуживания высокого советского и партийного чиновника.

– Сегодня утром народ едет из Доброго, а вечером в обратную сторону. Самое ужасное для водителей – оказаться днем в восточном районе. Цену за поездку можно узнать у диспетчера. Иногда звонят беспокойные родители, спрашивают: "Куда вы моего сына доставили, может, он в вытрезвителе?" Некоторые потенциальные пассажиры недовольны временем подачи авто к подъезду, для них пять минут подождать – это уже потеря денег. Хотя у нас в любой точке города есть стоянка и не более чем через восемь минут уже можно сидеть в машине.

На прощание девушки угостили нас чаем. Мы доехали до Золотых ворот. Ни один человек не махнул рукой. Свободные, пристроились к другим такси, ожидавшим своего клиента. Тут же в машину подсел скучающий водитель из другой машины. С ностальгией в голосе Юра вспомнил:

– На заре частного извоза находились клиенты, которые брали машины на неделю для поездки на юг. Я в Киев съездил, в Белоруссию. Да и сейчас есть любители не в автобусе на шашлычки съездить. Грузовые такси порядка 50-60 заказов получают. Бывают клиенты, которые пальцы гнут, но нормальных людей больше. Я, например, специально никаких режущих, колющих, увесистых предметов не вожу, а монтировка холодным оружием не считается.

– Неужели все спокойно?

– Каждый водитель немного психолог. Черты лица, одежда, манера поведения-разговора могут многое сказать о возможном пассажире.

Нашу беседу прервали две девушки, желавшие уехать из центра. Юра простился и пошел к машине. Мы тоже захотели прокатиться. В Доброе. На стоянке поздоровался водитель, который не любит давать интервью. Помявшись, он проронил:

– Я вертолетчик, майор ВВС, служил в Узбекистане, Казахстане. Вот жизнь заставила заняться извозом, пенсии на семью не хватает.

Только человек начал раскрываться, как его спугнули пассажиры. Мы с гидом беседовали о том, что время от времени таксистов кидают. Цены за поездки высоки потому, что машины у водителей свои, надбавка идет за амортизацию. Самый "забой" у таксистов начинается после девяти вечера.

– Ты уж извини, что мог, я тебе рассказал, давай прощаться. Мне еще денег надо подзаработать. Бывает, и до 5 человек в машину набивается, а ты целое место занимаешь.

Осознав свою вину, я покорно выбрался из салона. Машина мигнула мне зеленым огоньком, я помахал рукой и зашагал к подъезду. В спину мне полетели старушечьи причитания:

– Наши люди по булочным на такси не ездят.

Извозом занимался
Дмитрий КОШЕЛЕВ.

Фото автора.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике