ПО ВЛАДИМИРУ БРОДИЛИ ИЛЬИЧИ

Отснята последняя серия первого владимирского кинопроекта "Заветы Ильичей". Главные персонажи нашего кино - Ленин, Брежнев и Чайковский

киНОШКА

У НАС ОТСНЯЛИ "ИЛЬИЧЕЙ"

В те минуты, когда вы читаете эти строки, съемочная группа первого владимирского кинопроекта "Заветы Ильичей" снимет последние кадры. Единственной (подглядывающей) женщиной на съемочной площадке оказалась ваша покорная слуга. Они заставили всех сказать "Ах!", потому что успели стать первыми. "Новогодние огоньки" и съемки эпизодов маститыми столичными режиссерами на фоне наших церквей – не в счет. Они работают на одном дыхании, во-первых, потому, что отснятые серии уже в прокате на ТВ-6-Владимир, а во-вторых, для большинства членов съемочной группы – это "киношный" дебют. Он начался с желания "сделать нечто!" А чем закончится – 13 человек киногруппы знали заранее, ведь последняя серия отснята одной из первых.

"Маленькие трагедии" в 10-ти сценах объединяют 4 главных персонажа – Ильич В Кепке (похож на Ленина), Ильич С Нотами (вылитый Чайковский), Ильич С Бровями (практически Брежнев) и почему-то Некто Б. В Треуголке (типа Наполеон Бонапарт). Герои ведут диалоги, всякий раз перевоплощаясь в зависимости от места действия. Каждый диалог завершается тем, что приходит народ в лице банщицы Галатеевны, могильщика Хароныча, надзирателя Лукича и т.п. и разгоняет всю компанию. Каждая серия идет 6-8 минут. Жанр – телевизионный театр. Очень странное кино.

ИНСТРУКЦИЯ К ПРОСМОТРУ

Если после просмотра очередной серии "Заветов Ильичей" вы останетесь с изумлением на лице и вопросом: "А что это было?", не пугайтесь, таков замысел создателей. "Если зритель все поймет с первого раза, он во второй не захочет смотреть. А в нашем фильме – двойное дно". Этот "творческий секрет" мне поведал продюсер фильма, директор телекомпании "Шумилов Продакшн" Михаил Шумилов.

Знакомьтесь – Шумилов. Он уникален, потому что другого кинопродюсера во Владимире просто нет. "Настоящих буйных мало", как говорил Владимир Высоцкий. Нужно быть не просто сумасшедшим, а из ряда вон выходящим психом, чтобы пойти на авантюру снимать чисто владимирское кино. Но настоящий кошмар, по признанию Михаила, начался уже тогда, когда вынашиваемая два года идея наконец обрела некое реальное воплощение в виде сценария и съемочной группы. "Теперь я знаю, какой фразой начинаются ночные кошмары кинопродюсера, – с вымученной улыбкой говорит мой собеседник. – Это фраза: "Миша, а ты знаешь, что нам сейчас надо…" За многоточием может последовать любой набор существительных. Цитирую последний телефонный разговор по сотовому телефону: "Миша! СРОЧНО!!! Смокинг, "Мерседес", доллар и октябрятскую звездочку!" Что самое удивительное – он все это находит.

Кто есть кто

Нужно отдать должное продюсеру – во Владимире он сумел собрать "самых-самых". Режиссер-постановщик Александр Альбицкий в среде владимирских телевизионщиков снискал славу самого стильного режиссера монтажа. Из ничего он может сделать нечто.

Сергей Антонов – оператор-постановщик, в считанные годы "сделавший себя". Сейчас он приезжает во Владимир лишь на эти съемки, а постоянно живет и работает в Москве, на ОРТ, а еще – этим летом поступает во ВГИК.

Актерский состав – Михаил Асафов, Виктор Ходарин, Владимир Лаврентьев, Владимир Аполлонов – как говорится, без комментариев. Пожалуй, только актера Юрия Круценко у нас в городе знают в другом амплуа – теле- и радиоведущего.

Даже гример в группе самый лучший, известный театралам всех поколений Валентин Зотов, в чьем мастерстве зрители убедились на примере первой серии, где требовалось портретное сходство персонажей.

О сценаристе – отдельно, ибо настоящее его имя раскрывать не велено. В титрах автор сценария называется Альфредом Штрихом. Спецэффекты создает Олег Кондратьев, он же пишет музыку. Оператору ассистирует Алексей Тюрин.

Самая большая
съемочная группа

В сериале нет ни одной массовки, но в съемочный процесс включена добрая половина жителей города. "Начинали со знакомых – кто-то предоставлял помещение для съемок, кто-то искал реквизит. Потом стали включаться совершенно незнакомые люди, и к кому бы мы ни обращались, слово "деньги" никто не произносил – помогали просто так. Я на владимирцев стал смотреть другими глазами, – говорит Михаил Шумилов. – Вот она волшебная сила искусства!"

Самый просвещенный зритель

Узнавание на улицах началось с 3-й серии. Артисты "перекуривали", а прохожие обсуждали появление загримированных актеров на улице. "Так ведь это у нас кино снимают!" – "А, знаю-знаю, то которое с Ходариным". Так ничего не подозревающий Виктор Алексеевич стал визитной карточкой сериала.

Самый мужской коллектив

Как в греческом театре, в "Заветах Ильичей" играют только мужчины. А также снимают, гримируют, освещают и строят декорации. И это не задумка автора. Просто в процессе съемок одним мужикам оказалось так комфортно на съемочной площадке, что женщин решено было не пускать. Комфорт выражается в трехэтажных непечатных идиомах, коими обычно изобилует общение этих творческих мужчин. В моменты моего вторжения герои съемочных буден мучительно сдерживались, смыкая уста в последние мгновения… Это, видимо, и есть муки творчества…

Самая большая проблема

Типично сериальная – цейтнот. На каждую серию – один день съемок. Но при этом нужно каким-то образом "вписаться" в расписание актеров, которые не бросают на время съемок работу, а успевают ходить на репетиции, играть в театре, выходить в эфир на радио. Зато работа в таком темпе "заводит", особенно если поставлена задача – при бешеном ритме достичь хорошего качества, а это уже показатель профессионализма.

Самые
многозначительные паузы

Возникают, когда актеры забывают текст. Или не успевают выучить.

Весь ритм съемочной жизни завязан на сценариста, к которому вдохновенье приходит отнюдь не по расписанию. А поэтому случается, что роли актеры получают утром съемочного дня. И, как в старые добрые времена, работают с суфлером в лице режиссера-постановщика.

Самые сложные
съемки

Это была ночь на погосте – самая первая серия, которая снималась отнюдь не первой. Импровизированное кладбище соорудил художник-декоратор проекта Дмитрий Реган – где бы вы думали? – в школьном дворе. 40-я школа чем-то приглянулась Дмитрию, и за 2 часа зеленая площадка превратилась в мрачный город усопших. Особо запомнившееся ноу-хау имени Регана – могильные кресты-трансформеры, которые переставляли с места на место, изменяя картинку в кадре.

Самый
запоминающийся дубль

Последние кадры заседания Думы (эта серия снималась в ГДК у Жанны Давыдовны Иоффе). Конец рабочего дня, осталось снять одним длинным планом потасовку Ильичей, которые делят бюджет. Все на последнем издыхании. Актеры уже облиты водой, одежда изрядно изодрана – адреналин уже и вправду бьет через край. И вот, кажется, все, текст закончился, камера снимает драку, еще несколько секунд – и мучения закончены. И в самый последний момент в кадр вплывает Ходарин, играющий уборщицу, и с детской непосредственностью вопрошает: "У вас все нормально?" Потасовка чуть не переросла в настоящую.

Самая экзотичная
съемочная площадка

"Психушка", потому что она была самая настоящая, на Фрунзе. И палата, в которой снимали, располагалась в самом конце коридора. Все приготовления велись на глазах изумленных пациентов, которые принимали самое живое участие в процессе – даже аппаратуру помогали носить. Когда наступило время появления актеров на съемочной площадке, все отделение замерло, и в гробовой тишине раздался чей-то торжественно-волнительный возглас: "Тише! Актеры идут!" Шествие актеров в сопровождении врачей напоминало сцену из замедленного кино. Тишина была нарушена только криком изумленного пациента: "Это же Ленин!" Экзистенциальный опыт в этот день получили все.

Самые эротичные
сцены

Как-то при обсуждении сценария режиссер бросил мысль: нужно обязательно добавить эротики – по законам жанра. Сценарист Альфред Штрих отреагировал молниеносно и с известной долей издевки: киношный Чайковский стал голубым-голубым и о-очень манерным. Просто душка! (По признанию Асафова, это его первый актерский опыт такого плана – чем не шутит актерская судьба!).

Самый короткий
съемочный день

Серия "В библиотеке" была снята за 4 часа – это рекорд. Обычно на съемки одной серии, которая в эфире идет 6 минут, тратится 8-12 часов, и еще неделя – на монтаж и озвучку.

Ольга УСПЕНСКАЯ.

г.Владимир.

Фото из архива киногруппы.

крылатые фразы из фильма

Сыра земля, пуста парткасса. Продажная клевещет пресса…

Давно я не стоял на Мавзолее. И у всего народа на виду…

Товарищи! Не будем сгоряча здесь, на ЦК, вести себя нескромно.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике