18+

Первый владимирский митрополит правил из Переяславля

И был "мужем дивным и чудотворным"

Совсем недавно сменился глава Владимиро-Суздальской епархии. Митрополита Евлогия (Смирнова), занимавшего пост архипастыря в 33-м регионе, сменил митрополит Тихон (Емельянов). Сегодня практически все руководители епархий, территории которых совпадают с границами того или иного субъекта федерации, имеют митрополичий сан. Однако в старину митрополитов было очень немного. А самым первым митрополитом в нашем крае стал легендарный владыка Ефрем I Переяславский, живший во второй половине XI – начале XII столетий, современник одного из сыновей Ярослава Мудрого — Всеволода I, первого князя Залесской земли, и внука – Владимира Мономаха.

Святитель Ефрем Переяславский. Икона у мощей святого в Киево-Печерской лавре

Ростово-Суздальская земля, именовавшаяся в старину Залесьем, в конце XI столетия оказалась уделом князя Всеволода I Ярославича, получившим его в  придачу к своему основному Переяславскому княжеству (с центром в Переяславле-Русском, нынешнем Переяславле-Хмельницком Киевской области Украины).

Великий князь Всеволод I Ярославич. Портрет из «Царского титулярника», 1672 год

Поэтому и владыку этот удел тоже обрел одного — митрополита Переяславского, Суздальского и Ростовского. Это случилось в конце правления Всеволода I на великом киевском княжении, когда он, в свой черед, отдал Залесскую землю старшему сыну – князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху.

Великий князь Владимир II Всеволодович Мономах. С картины К. Мирошник и Н. Кургузовой-Мирошник

Связь между князьями Ростово-Суздальской земли и Переяславского княжества и переяславскими архиереями сохранялась вплоть до начала XIII столетия. Так, например, еще в 1198 году великий князь Владимирский Всеволод III Большое Гнездо, правнук Всеволода I и внук Владимира Мономаха, поставил епископом Переяславским своего сторонника владыку Павла.

Классик отечественной историографии Сергей Соловьев в своей «Истории России с древнейших времен» писал о разделе отцовского владения сыновьями Ярослава Мудрого так: «Ярославичи так распорядились своими родовыми волостями: четверо старших поместились в области Днепровской, трое — на юге: Изяслав — в Киеве, Святослав — в Чернигове, Всеволод — в Переяславле… Что касается отдаленнейших от Днепра областей на севере и востоке, то видим, что окончательно Новгород стал в зависимости от Киева, …Ростов, Суздаль, Белоозеро и Поволжье — от князей Переяславских».

Боярин или грек?

Будущий митрополит Ефрем, по ряду источников, являлся выходцем из боярского рода. В житии же сказано, что он приехал на Русь из Византии и был греком. Точно известно, что в молодости он служил при дворе старшего сына Ярослава Мудрого великого князя Киевского Изяслава Ярославича и был известен современникам как «известный и родовитый человек, весьма отличаемый князем Изяславом и заведовавший у него всем».

Ефрем Переяславский. Фрагмент гравюры «Собор всех святых Киево-Печерской лавры». Гравер В. Белецкий, 1756 год

Однако, тяготясь светской жизнью, молодой боярин принял иноческий постриг с именем Ефрема в Киево-Печерском монастыре по благословению преподобного Антония Печерского, причем само пострижение совершил блаженный Никон Печерский — известный летописец и ученый своего времени. Разгневанный князь грозил своему бывшему любимцу заключением в темницу, если тот не вернется в мир, но монах-неофит остался непоколебим, а Изяслав свои угрозы воплотить на практике все же не решился. Тем не менее на всякий случай братия отправила Ефрема в Константинополь для изучения уставов греческих монастырей (позже его даже нарекли «святым беженцем из Киева»).

Великий князь Изяслав Ярославич. Портрет XVIII столетия

Владыка Ефрем

Церковный историк XIX века митрополит Макарий (Булгаков) называет владыку Ефрема в числе виднейших иерархов Киевской Руси своего времени и пишет о нем так:

«Святой Ефрем. О происхождении его преподобный Нестор не говорит, а говорит только, что в мире он… служил при дворе великого князя Изяслава и «бе зело любим князем, придержа у него вся», потом один из первых принял пострижение в пещере преподобного Антония и чрез несколько времени переселился в Константинополь, где и подвизался в какой-то неизвестной обители. Там списал он, по поручению преподобного Феодосия, устав Студийский и переслал к нему около 1063 г.

Св. Антоний Печерский. С иконы 1288 года

Когда кафедра Переяславская сделалась праздною, Ефрем вызван был из Константинополя и хиротонисан на эту кафедру. Как пишет Нестор, «изведен бысть в страну сию и поставлен бысть митрополитом в городе Переяславли».

Ефрем Переяславский. Рисунок XIX столетия

Поставление Ефрема на Переяславскую кафедру митрополитом Киевским и всея Руси Иоанном II состоялось между 1072 и 1089 гг. после кончины епископа Переяславского Петра. Как  гласит житие, «В то время преставился  блаженный епископ Переяславский Петр; по благословению Божию и общему решению, и по желанию великого князя Всеволода Ярославича, преподобный отец наш Ефрем был поставлен преосвященным митрополитом Киевским Иоанном в епископа Переяславского».

Митрополит-историк Макарий считал, что владыка Ефрем мог использовать для обустройства епархии не только доходы Переяславской кафедры, но и свои личные средства вельможи и княжьего милостника. Преосвященный Ефрем украсил Переяславль тремя каменными храмами, обнес город каменной же стеной.

«Повесть временных лет» легендарного летописца Никона под 1090 годом подробно упоминает о владыке Ефреме:

«В се же лето священа бысть церкы святаго Михаила Переяславская Ефремом, митрополитом тоя церкы, юже бе создал велику сущю, украсив ю всякою красотою, церковными сосуды. Сий бо Ефрем бе скопец, высок телом. Бе бо тогда многа зданья въздвиже: докончав церковь святаго Михаила, заложи церковь на воротех городных во имя мученика Феодора, и посемь святаго Андрея у церкве от ворот и строенье баньное камено, сего же не бысть преже в Руси. И град бе заложил камен от церкве святаго мученика Феодора, и украси город Переяславьский здании церковными и прочими зданьи».

Ефрем Переяславский. Современное изображение

Пресловутое «банное строение» — подобие крестильни, специальное здание с купелью, которых прежде на Руси не видали, очевидно, было возведено по греческому образцу.

14 августа 1091 года владыка Ефрем участвовал вместе с другими архиереями в перенесении мощей преподобного Феодосия Печерского. Считается, что митрополит Ефрем Переяславский ввел на Руси в том же 1091-м праздник перенесения мощей св. Николая Мирликийского на 9 мая — день Николы Вешнего, или Мокрого, почитаемый в народе до сих пор.

Суздальский  двор

Однако помимо Переяславля митрополит Ефрем был самым тесным образом связан с Суздалем — тогдашним церковным и административным центром нынешнего Владимирского края. Известно, что владыка пожаловал Киево-Печерской обители в Суздале двор (подворье) с церковью святого Димитрия и селами. Упоминание об этом содержит та же «Повесть временных лет», рассказывая о событиях 1096 года, когда шла междоусобная война между переславским князем Владимиром Мономахом и черниговским князем Олегом Святославичем. Олег тогда сжег Суздаль, вотчину Мономаха. При этом уцелел только суздальский монастырский двор Киево-Печерской обители с церковью, пожалованный владыкой Ефремом и находившийся за рекой Каменкой:

«…Олег же повеле зажещи Суждаль город, токмо остася двор манастырьскый Печерьскаго манастыря и церкы, яже тамо есть святаго Дмитрея, юже бе дал Ефрем с селы…»

В Лаврентьевской летописи есть еще одно известие, указывающее на пребывание Ефрема в Суздальской земле, куда, очевидно, этот архипастырь приезжал регулярно. В летописном рассказе за 1222 год о постройке великим князем Владимирским Юрием II Всеволодовичем новой соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Суздале, летописец подчеркивает, что предшествующий храм поставили там прадед великого князя Владимир Мономах и владыка Ефрем:

«В лето 6728 Великъии князь Гюрги заложи церковь каменьну святая Богородица в Суждали на первем месте, заздрушив старое зданье, понеже оучала бе рушитися старостью и верх ея впал бе, та бо церковь создана прадедом его Володимером Мономахом и блаженным Ефремом».

В Киево-Печерском патерике рассказывается, что первоначальный Суздальский Успенский собор был построен по образцу Успенского собора Киево-Печерской лавры при активном участии епископа Ефрема, а исследователи предполагают, что владыка непосредственно участвовал в выборе архитектурного типа суздальского храма.

Первый каменный Успенский собор в Суздале, построенный Владимиром Мономахом и митрополитом Ефремом. Реконструкция

По данным Никоновской летописи и Степенной книги, митрополит Ефрем построил в Суздале церковь во имя святого Димитрия (находилась на нынешней Пушкарской улице г. Суздаля).

Церковь св. Димитрия в Суздале в начале XX века, построенная на месте храма, возведенного святителем Ефремом. Фото С. Прокудина-Горского

Позже при этом храме возник Дмитриевский Печерский монастырь. В советское время последняя по времени постройки Дмитриевская церковь была разрушена, а теперь на том месте находится Музей деревянного зодчества. Таким образом, по мнению российского и советского историка Михаила Присeлкова (чудом выжившего в Соловецких лагерях), суздальская и ростовская кафедра в конце XI — первой трети XII веков управлялась напрямую переяславским митрополитом. С этой точкой зрения согласились и наши современники – польский профессор-историк Анджей Поппэ и академик Ярослав Щапов.

“Муж дивный, чудотворный”

Известно, что митрополит Ефрем был человеком хорошо образованным, отличался строгостью жизни и опытностью. Современники называли его «мужем дивным, чудотворным и многодобродетельным».

Год кончины владыки Ефрема точно неизвестен. По одной из версий, митрополит Ефрем управлял Суздальской епархией в 1090-1119 гг. и, таким образом, в 2019-м исполняется ровно 900 лет со времени его кончины. По другой версии, он умер почти на десять лет раньше.

В его житии говорится, что он был погребен в Переяславле в кафедральной церкви Архангела Михаила, которую сам же преподобный и построил. Однако потом мощи святителя Ефрема были положены в Ближних пещерах Киево-Печерского монастыря и сохраняются в лавре до сих пор. Именно поэтому в церковной традиции он известен, как Ефрем Печерский. Но для нас он все равно самый первый митрополит из числа духовных владык Владимиро-Суздальской Руси.

 Николай Фролов 

Обсуждение

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ваше имя (обязательно)

Как с вами связаться? (обязательно)

Сообщение