18+

Эстетика драки: о чемпионате России по арт-фехтованию от первого лица

Рассказывает владимирская воительница Алена Славина

В конце ноября владимирская команда «Волчий глаз» выступила на чемпионате России по артистическому фехтованию. Однако итоги я подвожу только сейчас. Почему – потому, что это рассказ долгий. Начинать его придется с самого начала.

Не артфехи, не реконструкторы

Очень многие путают такие вещи, как историческая реконструкция и артистическое фехтование. У этих видов единое происхождение, но разные пути.

Артистическое фехтование – это вид спорта, где упор идет на красоту движений и актерское мастерство. Все удары отрепетированы заранее. Перед тобой партнер, а не противник.

Фото Вадима Аксёнова

В историческом фехтовании (оно является частью реконструкции) – это уже противник, по которому необходимо нанести как можно больше ударов и не искалечиться.

«Волчий глаз» – клуб специфический. Мы работаем на полновесном оружии:  мечи, топоры, копья соответствуют требованиям исторических фестивалей. Далеко не все наши движения заранее спланированы, но при этом мы не наносим удары друг другу, оттачивая навыки взаимодействия на тренировках.

Фото Вадима Аксёнова

Многие наши коллеги используют облегченные аналоги (или легкое оружие): шпаги, рапиры, световые мечи.  И в этом есть смысл – объясню дальше.

О правилах и особенностях

В артистическом фехтовании  – три разновидности номера.

«Соло»  – бой с воображаемым противником.

Фото Annette Black

«Дуэт» – бой с партнером.

Фото Annette Black

«Группа» – красивый номер, где спортсмены согласованно исполняют связки приемов фехтования.

Фото Annette Black

Технику исполнения  на соревнованиях по артистическому  фехтованию оценивают по историческим источникам – фехбукам, учебникам фехтования.

Полновесное оружие движется по инерции, которая, в свою очередь, влияет на движения спортсмена. Здесь не будет красивых четких фигур, легких шагов и изящных выпадов – другие законы, иная механика. В таких номерах сложнее оценить технику. По крайней мере, в сольных. Но мы на чемпионат ехали не за оценками и медалями.

Поспешишь – людей… удивишь

Мы не успели оформить все документы, чтобы ехать в качестве  спортсменов. Решение участвовать было спонтанным.  У нас был всего месяц на подготовку, включающую в себя постановку номеров, подбор костюмов, написание вступительных текстов и работу с фонограммами, оформление членства в Федерации артистического фехтования России, спортивных страховок и прохождение медосмотра.

Фото Annette Black

В итоге нас взяли в качестве приглашенной команды для показательных выступлений, то есть наши номера не оценивались судьями. Это оказалось очень кстати:  меньше чем за неделю до соревнований один из членов нашего клуба получил травму «с соревнованиями несовместимую». Пришлось срочно делать замену и ставить номер с новым человеком. Зато какой результат! Брутального викинга Сашу Шестакова определенно запомнили все.

 Видео пользователя Andrey De-Yukio в соцсети «ВКонтакте»

Понравился зрителям и сольный номер руководителя клуба Андрея Красильникова. Та легкость, с которой он делал сложные прокруты тяжелым оружием, удивила многих. Люди в зале подходили и спрашивали, как он тренируется, спрашивали, можно ли подержать меч и копье, чтобы понять, сколько они весят.

 Видео пользователя Andrey De-Yukio в соцсети «ВКонтакте»

Был еще мой номер, тоже сильно отличающийся от того, что представляли другие команды, и тоже с увесистым мечом.

 Видео пользователя Andrey De-Yukio в соцсети «ВКонтакте»

Почти в последний момент появился еще и дуэт, который отрабатывался всего две недели. Из-за волнения потеряли важный элемент, но спасли навыки тренировок. Как позже оказалось, только мы заметили, что что-то пошло не так.

 Видео пользователя Andrey De-Yukio в соцсети «ВКонтакте»

И все же почему уметь просто красиво драться – мало?

Журналист всюду остается журналистом. Поэтому я не могла не подойти к главному судье, основателю российского артистического фехтования Алеку Давыдовичу Мовшовичу и не расспросить его о критериях оценки.

– В каждом выступлении оценивается не только техника фехтования, но и актерское мастерство. Играет роль не только пластика и выразительность движений, но и соответствие сюжета, оружия, костюма заявленной эпохе. Все это вместе создает общее впечатление. Нельзя делать упор на что-то одно – обе составляющие одинаково важны.

Одним из наглядных примеров того сказанного выше является номер Сергея Иванова “Бриллиантовый дым”. Члены жюри очень высоко оценили игру спортсмена. Но победителем он не стал – мелкие ошибки по технике подвели, как мне сказали в судейской комиссии. Результат – третье место в упражнении «Соло».

Видео с канала WildCardsFencing на YouTube

Если бы на чемпионате был приз зрительских симпатий – его бы явно получил номер «Кот в сапогах». «Котик» своей харизмой покорил всех без исключения (2-е место в упражнении «Соло»).

Видео с канала WildCardsFencing на YouTube

А вот, к примеру, победительницы упражнения «Дуэт – свободный стиль», номер «Портрет Дориана Грея» Евгении Лучниковой и Анастасии Ивановой. Это завораживающее зрелище.

 Видео пользователя Andrey De-Yukio в соцсети «ВКонтакте»

Каждое выступление – это определенная история со своим смыслом, который необходимо передать за довольно короткое время. Но иногда на сцене разворачиваются полноценные спектакли. Как это было с номером «Щелкунчик»  студии артистического фехтования “Эспада”. Третье место в своей категории, но запомнилось зрителям это выступление надолго.

Видео пользователя Andrey De-Yukio в соцсети «ВКонтакте»

Поедем ли мы на чемпионат в 2019 году? Я думаю, да. Работы много, выводы сделаны. Возможно, через год я порадую «Призыв.ру» новостью о том, что мы заняли призовое место. А может, порадую саму себя, если номер получится удачным. Время покажет. А пока впереди у «Волчьего глаза» усердные тренировки.

Ваша воительница,  блогер, журналист и кошатница Алена Славина

Заглавное фото Вадима Аксёнова

 

Обсуждение

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ваше имя (обязательно)

Как с вами связаться? (обязательно)

Сообщение