18+

Зима – держи дорогу! Как вывести машину из заноса?

Советы инструктора по контраварийному вождению

В выходные выпало много снега, подморозило, и дорога стала скользкой и местами крайне опасной. Водители после сухого покрытия еще не привыкли к зимним условиям, поэтому нередки трагические случаи. Буквально вчера в суздальском направлении произошло смертельное ДТП.

Зимой большое количество аварий происходит из-за потери водителем контроля над управлением автомобиля. Частая причина – занос. Какие действия нужно предпринять при заносе переднеприводного автомобиля, нам рассказал Илья Яшонков, инструктор по контраварийной подготовке, автоспортсмен и неоднократный призер  различных автосоревнований (в том числе чемпионата ЦФО и России по ралли).  В следующих материалах мы поговорим о заднем и полном приводе.   

Илья Яшонков

Что такое занос? 

Занос – это движение авто, которое сопровождается боковым скольжением его задней или передней оси, возникает, когда теряется сцепление колес с дорогой, что может быть следствием многих причин. При заносе корпус автомобиля изменяет свою ориентацию на дороге – поворачивается. Поэтому машина, продвигаясь вперед, получает еще и вращательное движение, где центробежная сила складывается с боковыми силами, вызвавшими занос, и усиливает их. 

Не тормози резко! 

Опасность заноса заключается в привычке водителя реагировать на потерю управляемости рефлексом резкого торможения, вследствие чего происходит блокировка передних колес, которая полностью лишает водителя контроля над автомобилем. Большая часть ДТП с тяжкими последствиями связана именно с этим явлением! 

Что делать, если произошел занос автомобиля?

Запомните, прежде чем что-то делать в экстренной ситуации, нужно  понять причину заноса. 

  • Если занос вызван резким ускорением – убираем газ.
  • Если  занос вызван торможением – отпускаем педаль тормоза.
  • Если занос в повороте – плавно добавляем газу.

Вышеперечисленные действия  лишь уменьшат действие поперечных сил. Для того чтобы совсем ликвидировать последствия заноса,  нужно повернуть руль в сторону заноса с небольшим опережением. Центробежная сила инерции начнет разворачивать авто в сторону, противоположную заносу, то есть в исходное состояние. При всех манипуляциях главное – сохранять спокойствие, иначе можно усугубить ситуацию.

Очень важно, чтобы угол поворота руля был пропорционален величине заноса. Если движение рулевым колесом навстречу заносу не будет запаздывать, то при достаточных навыках занос может быть прекращен в один прием.

 Если занос вызван резким торможением:

  1. Отпустите тормоз.
  2. Руль своевременно выкрутите в сторону заноса, “навстречу” багажнику авто. Повторите столько раз, сколько нужно для стабилизации машины.
  3. Выровняйте авто по направлению своего движения.

Если занос вызван избыточным нажатием на газ:

  1. Уберите газ и одновременно с этим крутите руль в направлении заноса, “навстречу” багажнику авто.
  2. Затем крутите руль в другую сторону.
  3. Плавно и  понемногу добавляйте газ и выравнивайте авто.

Если занос начался на повороте:

  1. Плавно добавьте газ – передние колеса должны вытянуть автомобиль из заноса.
  2. Одновременно с этим орудуйте рулем: сначала крутите руль “в сторону багажника”, затем поворачивайте в другую сторону.

Как избежать заноса? 

Важно научиться определять момент, когда сцепление колес с дорогой уменьшается до степени скольжения по ней. Умение чувствовать эту грань поможет вам вовремя снижать скорость, ослаблять торможение, а значит, и избежать заноса. Что нужно делать?

  1. Выработать привычку мгновенно реагировать рулем на начинающийся занос, доведя упражнение “занос-руль “до автоматизма. Как только вы чувствуете, что машина уходит в занос, сразу подключайте правильное управление рулем.
  2. Определять грань, когда поворот руля вызывает ответную реакцию, чтобы не попадать в ситуацию с заносом. Это желательно опробовать на проселочной дороге, где мало машин. Просто попробуйте смоделировать занос. И почувствуете, в какой момент машина становится неуправляемой. Тогда во время движения по городу просто будете не допускать такой ситуации.

В идеале каждый водитель должен обладать навыками контраварийного вождения.  В Владимире подобное обучение стоит  15 000 руб за курс (группа) и  20 000 рублей за курс (индивидуальные занятия).

В обоих случая курс  разбит на 2 этапа: 

  • Теория. Сюда включены 10 часов лекций, нормативы и занятия на тренажерах.
  • Практика. 12 часов отработки на норматив на своем или арендованном авто. Инструктора всегда рекомендуют использовать свою машину, чтобы потом не привыкать к новому сцеплению, резине, тормозам и так далее. 

По окончании обучения  выдается свидетельство.

Юлия Митина

Все фотографии из личного архива Ильи Яшонкова

Обсуждение

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ваше имя (обязательно)

Как с вами связаться? (обязательно)

Сообщение