18+

«Хьюстон, у меня проблема!»: факты и мифы о телефоне доверия

8 мифов о телефонной психологической помощи

Несколько лет назад я прочитала в глянцевом журнале одну забавную историю. Смысл её заключался в том, что автору по ошибке (из-за ремонта телефонных сетей) подсоединили номер местного телефона доверия, и он всю ночь отвечал на звонки, причём все звонящие хотели покончить жизнь самоубийством, а он с помощью искромётного юмора их убедил этого не делать. Насколько это соответствует действительности? Давайте разбираться!

Психолог-блогер  Наталия Фельдман

Я работала руководителем владимирского телефона доверия с 2003-го по 2011 год и могу сказать, что эта работа – одна из самых сложных и интересных в моей жизни. И, конечно, с телефоном доверия связаны самые разные представления.

Миф № 1. На телефон доверия звонят только те, у кого возникают суицидальные мысли. Это миф. Статистика владимирского телефона доверия за период с января по октябрь 2018 года такова:

Психическое и соматическое здоровье 17 %
Личностные проблемы 16 %
Переживание кризисной ситуации 11,7 %
Проблемы общения и отношений 11,6 %
Проблемы любовных отношений 9 %
Проблемы отношений родителей и детей 8 %
Учебные, профессиональные проблемы 5 %
Семейно-супружеские отношения 6 %
Проблемы  социальной адаптации 4 %
Проблемы зависимости (наркотическая, алкогольная, игровая, эмоциональная) 3,5  %
Проблемы насилия в семье, школе, отношениях 3 %
Проблемы сексуальной жизни 2,7 %
Проблема жизни и смерти (суицид) 2,5  %

 Миф № 2.  Если над человеком в сложной жизненной ситуации шутить или провоцировать его на совершение рискованных действий, он придёт в себя и не станет этого делать. Это тоже миф. Конечно, существует провокативная психотерапия, но она подходит далеко не всем, поэтому психологи, работающие на телефоне доверия, прежде всего поддерживают человека, оказавшегося в сложной ситуации. Внимание, сопереживание, сочувствие дают нам больше сил, чем фразы: «Соберись! Перестань грустить!» – и другие подобные высказывания.

Миф № 3.  У владимирского телефона доверия самый красивый номер в России. Это правда. Номер владимирского телефона доверия  – 33-33-33, и в сочетании с номером нашего регионом это делает его уникальным. Кстати, работает местный телефон доверия круглосуточно.

Фото: sledizanami.ru

Миф № 4.  На телефон доверия звонят исключительно с розыгрышами. Это миф. Конечно, звонки-розыгрыши есть, но их доля в общем количестве невелика. В топе розыгрышей, конечно же, детские шутки. Процитирую некоторые из них:

– У меня хомячок утонул в унитазе, что мне делать?

– Мой муж совсем не слушается меня, что мне делать? (Судя по голосу, звонит девочка лет 11)

– Ко мне в окно постучал Человек-паук, что мне делать?

Тут стоит сказать, что с любым обращением консультанты телефона доверия работают как с серьёзным звонком, но в случае явной шутки вежливо просят шутников не занимать линию. Действительно, в этот момент на телефон доверия может звонить человек, которому нужна помощь, но он услышит только короткие гудки…

Миф № 5.  Телефонный разговор может помочь разобраться в проблеме. Это правда. Когда человек внутри ситуации, она может казаться ему нерешаемой. Например, когда влюблённые впервые ссорятся, им кажется, что всё рухнуло. «Он больше никогда не будет со мной общаться! Что же я наделала! Он меня просто возненавидит за это!» – бережный и вдумчивый разговор с психологом позволяет, во-первых, снизить накал страстей, а во-вторых, посмотреть на ситуацию со стороны. Это помогает найти решение самостоятельно. Внимательный собеседник-психолог «отзеркаливает» и проясняет ситуацию для позвонившего человека, и тот сам находит оптимальное решение.

Миф № 6.  На телефон доверия звонят только женщины и дети. Это миф. По статистике, которая из года в год меняется незначительно, на телефон доверия обращаются 51% женщин и 49% мужчин – разница минимальная.

Фото: liveinternet.ru

Миф № 7.  Основные абоненты владимирского телефона доверия – взрослые люди. Это правда. 43% позвонивших – это люди в возрасте от 26 до 50 лет. На втором месте подростки – 20%, на третьем молодёжь – 15%. Остальные – это пожилые люди, пенсионеры и дети младше 11 лет.

Миф № 8.  Главные принципы телефона доверия – это анонимность и конфиденциальность. Это правда. По российским правилам, на телефонах доверия нет и не может быть определителя номера, а содержание разговоров никому не передаётся. В Америке, например, все наоборот: если женщина позвонила на местную «горячую линию» и у консультанта возникло подозрение, что она подвергается домашнему насилию, он может по номеру телефона определить её адрес и вызвать полицию для проверки этого факта.

Владимирский телефон доверия впервые заработал в 1992 году как волонтёрский проект, и его сотрудниками были 6 мужчин – на тот момент уникальная ситуация в России. Примерно через полтора года он закрылся, но за время работы доказал свою высокую востребованность, и поэтому с осени 1994 года снова начал существовать как подразделение тогдашнего отдела по делам молодёжи. За это время консультанты телефона доверия приняли более 100 тысяч звонков.

Фото: ruskline.ru

Если вдруг вы или ваши знакомые обращались за помощью по телефону, поделитесь с редакцией своими историями – естественно, анонимно. Я же в соответствии с правилами конкретные истории рассказывать не могу.

Звонки принимала Наталия Фельдман

Заглавное фото: crisiscenter74.ru

Обсуждение

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ваше имя (обязательно)

Как с вами связаться? (обязательно)

Сообщение