18+

Надежда на возрождение

Экспозиции Владимиро-Суздальского музея-заповедника необходимо восстановить

Список утрат, случившихся за время директорства Конышева, велик – более двадцати объектов. Закрытых, разобранных, обезображенных до неузнаваемости. Это и Детский музейный центр, и экспозиции, и культурно-массовые площадки, которые всегда были востребованы и любимы гостями музея. Иначе, как вредительством, действия бывшего директора не назовёшь. Самое страшное – в музее до сих пор работают люди, которые продолжают его «дело» по уничтожению музея с неменьшим остервенением. А может, даже и с бóльшим. Многое сказано о владимирских утратах, но невозможно обойти стороной и Суздаль. Его тоже коснулась эта чума бессмысленных и необъяснимых уничтожений.

На самой окраине Суздаля возвышается над рекой Каменкой старинный Спасо-Евфимиев монастырь, «красуясь своими строениями, яко град». Многое помнят эти стены. Можно встретить и людей, которые ещё не забыли, что здесь было. Но таких, конечно, всё меньше и меньше.

Братский корпус монастыря

18 мая 2003 года в Братском корпусе монастыря открыта необычная экспозиция «Сплетение судеб…». С Суздалем и друг с другом оказались «сплетены» не только отдельные люди, но и целые народы. Порой мы склонны воспринимать события как череду случайных совпадений, часто переплетения судеб кажутся нам не чем иным, как случаем, которого могло и не быть. Но иногда мы задумываемся: а так ли всё случайно? Нет ли во всём промысла? И что нам дано понять из всех переплетений нашей судьбы?

С марта 1943-го по июнь 1946 года в стенах Спасо-Евфимиева монастыря размещается лагерь НКВД № 160, где содержатся солдаты и офицеры, взятые в плен во время Сталинградской битвы. Больше всего среди них итальянцев. Многие из них остаются в России навсегда. 647 человек, умерших от эпидемии сыпного тифа, похоронены на суздальском кладбище. В наши дни в монастырь приезжают бывшие военнопленные, которые с большой теплотой вспоминают дни своего пребывания здесь, их дети и внуки. В память о погибших итальянских военнопленных на городском кладбище открыт памятник.

Экспозиция, посвященная итальянским военнопленным в Суздале

В 1966 году у стен монастыря знаменитый Андрей Тарковский снимает сцены к фильму «Андрей Рублев», вошедшему в список шедевров мирового кинематографа. Этому не помешал ни шквал критики со стороны чиновников, ни неприятие многих коллег. Погружаясь в этот фильм, полный тонкого психологизма, острого драматизма и духовности, понимаешь, насколько он актуален и в наши дни. Как будто не было этих шести веков, разделяющих нас и время Андрея Рублёва, которое называют Русским Возрождением.

Судьба этого фильма оказалась очень непростой, как и судьба самого Андрея Тарковского, который вынужден был покинуть родину и остаться в Италии. На чужбине он создаёт не менее знаменитый фильм «Ностальгия». Сценарий к этому фильму пишет известный итальянский поэт, сценарист, художник Тонино Гуэрра, также написавший для Тарковского и сценарий документального фильма «Время путешествия». Т. Гуэрра вспоминает, что «Ностальгия» родилась из совместных раздумий во время путешествия Тарковского по Италии. «Ностальгия» рассказывает о русском поэте, умершем в Италии от тоски по Родине.

Тонино Гуэрра

Тонино Гуэрра говорил: «Тарковский входит в тройку лучших режиссёров мирового кино». А ведь Гуэрра работал с такими корифеями, как Федерико Феллини, Микеланджело Антониони, Витторио де Сика, Теодоросом Ангелопулосом. Он написал сценарии более чем к 100 фильмам, многие из которых вошли в золотой фонд классики мирового кино. Тонино – человек с необычной биографией. В годы Второй мировой войны был в немецком концлагере, где стал писать стихи. Сценарист, поэт, художник, скульптор, писатель. Недаром его называют «Леонардо XX века».

Экспозиция, посвящённая творчеству Андрея Тарковского

Приехав в Суздаль впервые, Гуэрра был поражен не только красотой древнего города, но и сплетением людских судеб. Он узнал, что в Спасо-Евфимиевом монастыре в годы войны находились итальянские военнопленные, а у его стен снимал свой гениальный фильм о Рублеве Андрей Тарковский. Гуэрра не только горячо поддержал идею музея о создании этой необычной экспозиции, но и подарил Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику свою коллекцию художественных произведений, которые стали украшением экспозиции. Акварели, пастель, майолика, удивительное смешение техник. Фото фонтанов, созданных по его проектам, никого не оставят равнодушным. Можно только удивляться многогранности таланта этого «человека Возрождения».

Кадр из фильма “Андрей Рублёв”

Невидимые нити удивительным образом навсегда связали Тонино Гуэрра с Россией, с Суздалем. Вместе со своей русской женой Элеонорой Яблочкиной он принял горячее участие в судьбе Тарковского, часто бывал в России. Так необычно сплелись судьбы разных людей, разных поколений: итальянских военнопленных, режиссера Андрея Тарковского и итальянского сценариста, поэта, художника Тонино Гуэрры. Кстати, его картины, керамика, графика располагались в тех самых залах, где когда-то находились камеры итальянских военнопленных. Жизни и судьбы этих людей не просто пересеклись – сплелись здесь, в Спасо-Евфимиевом монастыре, и благодаря им вновь соединёнными оказались Россия и Италия. В экспозиции представлены редкие документы и фотографии военных лет, материалы, рассказывающие о жизни и деятельности Андрея Тарковского, литературные и режиссёрские сценарии фильма «Страсти по Андрею» (первоначальное название фильма), фотографии, книги, коллекция графических работ Тонино Гуэрра, подаренная музею-заповеднику. «Сплетение судеб» полностью отвечает ее духу и содержанию.

Коллекция графических работ Тонино Гуэрра, подаренная музею-заповеднику

Простите, отвечала… Экспозиции, какой она была задумана и создана, больше нет. Зала Тонино Гуэрры уже больше года, как не существует. Частично разобран зал, посвящённый Тарковскому. Уцелела лишь часть экспозиции с документами о военнопленных. Пока уцелела…

Можно вновь и вновь задаваться риторическими вопросами о том, «зачем?» и «кому это нужно?». Открыт памятник Андрею Тарковскому, закрыта экспозиция, рассказывающая о его творчестве и дружбе с другим великим художником… Проследить логику весьма и весьма сложно. И мы не будем. События последних двух лет заставляют понять, что её, логики, здесь нет.

Экспозиция, посвящённая творчеству Андрея Тарковского

И всё-таки есть надежда на Возрождение. Несмотря ни на что. Возрождение духовности, понимания красоты, стремления к искусству, которое не имеет ни границ, ни национальностей, но имеет огромную силу. Возрождение уважения к тому, что было до тебя и, несомненно, продолжится после тебя.

Всё-таки с надеждой.

Юлия Трунова, сотрудник Владимиро-Суздальского музея-заповедника

Заглавное фото Владимира Сухова (photosuzdal.ru

Обсуждение

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ваше имя (обязательно)

Как с вами связаться? (обязательно)

Сообщение