18+

В Вальдорфской школе ребенок – центр вселенной

Опыт многодетной семьи из Владимира

В этой школе нет оценок, а учеников никогда не оставляют на второй год. Одни родители уверены, что Вальдорфская школа – это правильный выбор, ведь там уважают личность ребенка, и интерес к учебе не исчезает к 3-5-му классу. Другим кажется, что в ней только вяжут, пляшут, поют, а не учатся.  И там одни проблемные дети. Многодетная мама из Владимира Юлия Наследникова отдала учиться двоих детей в Вальдорфскую школу, а третьего – в обычную. Где же лучше, комфортнее и интереснее?

Юлия Наследникова с младшей дочкой Машей, она в школу еще не ходит

Что за зверь такой – вальдорфская система?

Отец вальдорфской системы – австрийский доктор философии,  эзотерик, основоположник антропософского движения Рудольф Штайнер. Целью всех его изысканий  было открытие методов саморазвития и духовного познания с помощью мышления человека. В итоге вся его педагогическая система ориентирована на духовное и творческое развитие ребёнка и его потенциала. И задача педагога вальдорфской школы – раскрыть талант ученика и дать ему веру в собственные силы.

Рудольф Штайнер. Фото: vahinaparker.a.v.f.unblog.fr

Рудольф Штайнер считал, что ребенок проходит три этапа развития. До 7 лет родители и педагоги должны заботиться о его физическом развитии. С 7 до 14 лет идет формирование чувств ребенка. И с 14 до 21 года развивается мышление. А дальше он готов к жизни, самостоятельно мыслить и принимать решения.

Первая вальдорфская школа  была открыта в Штутгарте в 1919 году. Так что в следующем году грядет юбилей – 100 лет! И в 90 странах открыты школы и детские сады по вальдорфской системе. Больше всего их в Германии. В России всего 19 школ. При школе № 29 г. Владимира  с 1992 года открыты вальдорфские классы. Учебная программа имеет аккредитацию в Министерстве образования РФ. Дети во всех российских вальдорфских школах проходят обязательную аттестацию в 4-м, 9-м и 11-м классах.

Долой механическое заучивание

По вальдорфской педагогике, главное свойство интеллекта – способность к творчеству. Развитие воображения, словарного запаса и прикладных навыков – вот благоприятная почва для взращивания интеллектуального и абстрактного мышления в будущем. В школе нет механического заучивания. Запоминание происходит в момент эмоционального проживания информации.

Вальдорфский класс при школе № 29

Полноценно развиваться интеллект может тогда, когда есть качественный фундамент, то есть сформирован эмоциональный мир. А происходит это, когда «все молочные зубы сменяются на постоянные» (к 12 годам). В вальдорфских школах много задействованы  руки: вязание спицами – 1-й класс, крючком – 2-й класс, валяние из шерсти, макраме, лепка. Все это хорошо тренирует моторику рук, которая, в свою очередь,  связана с мозговой активностью.

Главное – периодичность

В вальдорфских школах преподавание ведется учебными эпохами (циклами погружения), каждая из которых длится от одной до трех недель. В течение года эпохи сменяют друг друга – за математикой идет русский язык, потом снова математика и т.д. Периодичность помогает лучше усвоить материал, понять предмет. Основные методы познания  – эксперимент и наблюдение.

Фото: i.ytimg.com

Ежедневно место первых двух уроков занимает главный урок, где изучается один предмет эпохи. Отличительная черта главного урока – смена деятельности: сначала ритмическая часть, затем – основная. Ритмическая часть играет важную роль в начальной школе. В течение 15 – 20 минут происходит работа над образностью и выразительностью речи. Дети поют песни и водят хороводы, говорят хором стихотворения и скороговорки, делают различные упражнения. Ритмическая часть концентрирует внимание детей, способствует дальнейшему эффективному усвоению учебного материала.

На основной части урока изучается и обсуждается новый материал по предмету эпохи. Дети работают с учебными тетрадями, где они пишут, чертят, рисуют. Традиционные учебники отсутствуют.  Завершает урок рассказ учителя, ориентированный на культурно-исторические или литературные темы в соответствии с учебной программой каждого класса. В младших классах это сказки, легенды и саги, может быть пересказ и чтение (в младших классах урок начинается со сказки или легенды, а заканчивается мудрым высказыванием). В средних и старших классах демонстрируются эксперименты или детально описываются конкретные исторические события, биологические и географические. Остальные уроки длятся по 45 минут.

 Без учебников и оценок

Во многих статьях про вальдорфскую школу не раз говорится о том, что журнала оценок нет. Журнал есть, это обязательное требование Министерства образования. Но оценки детям не озвучивают. Родители узнают об успеваемости ребенка не из дневника, а из личных бесед с учителем. Никаких «разборов полетов» на родительском собрании, только если тема не касается класса в целом. А задания на дом дети в 1-м классе учат наизусть (это развитие и памяти, и чувства ответственности), далее пишут в специальные блокноты.  В конце года учитель пишет подробную характеристику на каждого ученика с результатами и рекомендациями. Никого из детей не оставляют на второй год.

Фото: waldorf-don.ru

В Германии при поступлении в вальдорфскую школу родители подписывают договор об отсутствии в жизни ребенка компьютеров, телефонов, современных игрушек. В России подобное не практикуется. Но в самих школах при обучении не приветствуются компьютеры, телевизоры, планшеты.  Нет и школьной формы. Интерьер стараются создать из натуральных материалов.

В школу, как на праздник

У Юлии Наследниковой двое детей учатся в вальдорфской школе. Третий пошел в обычную школу шаговой доступности.

– История знакомства с вальдорфской педагогикой для меня началась еще в институте, когда мы изучали разные походы в преподавании, и вальдорфские принципы показались мне просто гениально человечными и ребенкоориентированными. Спустя 7 лет, когда я задумалась, куда отдать учиться старшую дочь, пришла мысль о такой школе. Я быстренько нашла ее во Владимире. Варя у меня – художник в чистом виде, живущий в собственном мире, довольно рассеянный, но очень талантливый человек. И в рамках обычной школы, как мне показалось, ей было бы неуютно. Вальдорфская школа стала для нас выходом.

Юлия Наследникова: «Мамы принимают активное участие в подготовке праздников в школе»

Учеба в начальной школе как учеба в волшебной школе, это почти что Хогвартс. Первого сентября первоклашки приходят в школу с подсолнухами. Этот цветок – символ солнца, стремления к свету знания. Посвящение в первоклашки – особая церемония. Детки проходят через арку – от родителей к учителю. Он принимает их под свою опеку. Звучит сказка, старшеклассники играют на флейтах. Всего и не расскажешь!

А в конце осени проходит праздник фонариков. Из мира уходит свет, он уходит под землю, где его будут хранить гномы. Дети делают фонарики, учат песни, стихи. На празднике они ищут клад (фигурки гномов, которых делают родители, смотрят тематический спектакль, получают подарки,  ходят вокруг школы с фонариками, разгоняя ночную тьму).

Праздник фонариков

А еще у нас есть праздник урожая, день Святого Михаила, Рождественская ярмарка, Масленица, походы, рыцарские турниры, спектакли.. Очень тепло проходят дни рождения детей, особенно в начальной школ. Это целое действо, когда именинника одевают, как короля, усаживают на трон, дети готовят подарки, желательно делать их своими руками, а вручать – с добрыми напутствиями. К 1 декабря родители украшают классы, делают адвент-календарь. В прошлом году мы валяли ангелочков из шерсти. И каждый ребенок получал ангела и сладости, которые доставал из новогодней избушки. Все угощения мамы готовили вручную, только из натуральных ингредиентов.

Тихон пишет гусиным пером

Когда второму ребенку – сыну Тихону надо было идти  в школу, я хотела его отдать в школу рядом с домом. Но мне было жаль, что он не попадет в “Хогвартс”, и мимо него пройдут чудесные праздники фонариков, он не попишет настоящими гусиными перьями, не окажется в это душевной атмосфере. Тихон совсем не похож характером на сестру – он крайне самостоятельный и практичный ребенок. Но и ему эта система подошла как нельзя лучше. Сейчас он учится в 4-м классе. И когда заболевает, страшно расстраивается, что не попадет на уроки. Для него школа – праздник, там интересно, там друзья, там нет муштры, учительских окриков.  В вальдорфской школе ребенок – центр вселенной, там уважают личность. При этом учат его самого уважать не только собственную персону, но и людей вокруг.

Долой стереотипы!

В вальдорфской школе вам никогда не скажут: «Посмотри на картинку, это вода. Она мокрая». Нет! Там разрешат плюхнуться в лужу, поиграть с водой, пойти на местное болотце у школы и посмотреть, что в воде – жизнь! Водоросли, лягушки, улитки!

 Если изучают, например, минералы, так камушки держат в руках, пробуют на зуб. У дочери эпоха химии началась с экспериментов. Что они только не жгли! Смотрели, как пламя воздействует на разные материалы – дерево, бумагу, солому. Шли от эмоций до процессов. Чуть не сожгли школу, но в химию влюбились.

Эпоха физики у них тоже стартовала с опытов. Причем специально из Германии приехал преподаватель. Его учитель каждый год ездил  во Владимир и преподавал в течение недели физику, показывал опыты, теперь дело перешло к ученику, но менее интересно от этого не стало. На истории Варя изучала Французскую революцию, задание было написать сочинение на тему «Один день из жизни француза во время Великой Французской революции» от лица  представителя любого сословия. Хочешь, пиши от лица короля, или купца, или крестьянки. С одной стороны, вроде бы легко, но, с другой стороны, сколько литературы нужно перелопатить, чтобы понять все в деталях и описать этот один день.

Старшая дочь Варя на мероприятии в школе

У детей хорошо развита речь, они пишут много сочинений, описывают свои впечатления от концертов, походов и даже уроков. Мне нравится, что информацию, которую изучил ребенок в школе, не нужно повторять дома – все твердо усвоено. Все дети учатся играть на флейте.  Вообще в школьной жизни много музыки и вокала, развивается слух, эмоциональное восприятие, идет всесторонне развитие.

Словом, если бы я была ребенком, я бы обязательно выбрала вальдорфскую школу.

А что же “Школа России”?

– Младший сын Платон пошел в первый класс школы № 41, иначе мне пришлось бы мотаться по 2 раза на “Луначарку”, чтобы развозить детей домой и по секциям. Территориальный принцип возобладал, каюсь. Но нам очень повезло с учительницей, никакого стресса пока нет, Платон обожает школу, Ларису Александровну и одноклассников. Преподаватель – мудрая, терпеливая, любит детей. Немаловажен для меня был и тот факт, что она положительно относится к вальдорфской педагогике и со здоровой долей критики смотрит на программу «Школа России».

Но вот, например, было у Платона задание: посмотри в Интернете, что такое хоровод. Я ему сказала: “Ты же водил хоровод у Тихона в школе, знаешь, что и как”.  Но стало мне немного грустно: другой подход в обучении есть другой подход. Хотя мне как вальдорфской маме не страшно и это. Основные принципы преподавания через эмоции к знаниям я уже впитала и могу самостоятельно заниматься со своими детьми. По образованию я педагог, мне, конечно, проще, чем родителям без такого фундамента.

Отдать и забыть не получится

– Учиться в вальдорфской школе может каждый ребенок. Но не каждый родитель готов учиться в этой школе. Да-да, именно учиться, потому что отдать ребенка в школу и забыть о нем на 11 лет не получится. Родители совместно работают с учителем.  Родители принимают активное участие в процессе обучения, в походах и праздниках. Нужно учиться рисовать, вышивать, вязать и плести, короче говоря, работать над собой. Но это, правда, очень интересно.

На ярмарку родители шьют и вяжут

Обычно в феврале для родителей будущих первоклашек в школе читают лекции, на которых рассказывают о вальдорфской системе. В это время будущие первоклассники играют со своими одноклассниками и знакомятся с первым учителем. Важно, что к началу учебного года они уже знают друг друга и встречаются как друзья. Даже в этом стресс для ребенка сведен к минимуму.

Если вам предстоит отдавать ребенка в первый класс, время еще есть, чтобы решиться на Вальдорфскую школу. Но учтите, желающих всегда в 2-3 раза больше, чем набор! А это уже говорит о многом.

Вальдорфская школа во Владимире  находится по адресу: ул. Луначарского, 29а. Телефон:  (4922) 53-50-85. Прием документов с 1 февраля 2019 года.

От себя добавим, что сейчас многие родители ищут альтернативу традиционной школе. Не так давно мы писали о жоховских классах в нашем городе и опыте учителя, который преподает по этой системе. Почитать можно здесь.

Беседовала Елена Середина.

Заглавное фото: görkemanadolulisesi.com

Обсуждение

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ваше имя (обязательно)

Как с вами связаться? (обязательно)

Сообщение

error: Копирование запрещено!