18+

Какие фильмы снимали в Муроме в советское время

Любимый город Глеба Панфилова и Инны Чуриковой
  1. Любимый город Глеба Панфилова и Инны Чуриковой

    Муром может гордиться тем, что раньше Владимира и Суздаля начал сниматься в кино. Летом 1956 года дебютировал он в экранизации рассказа А.П. Чехова «Невеста». Позднее в качестве натуры Муром и его окрестности выбирали такие корифеи советского кино, как Глеб Панфилов, Лариса Шепитько и Алексей Герман-старший. Муром с его старинными улочками и домами, церквями и монастырями, привольной Окой очень понравился кинематографистам «Ленфильма» и «Мосфильма». Именно здесь раскрылся незаурядный талант таких звезд советского кино, как Инна Чурикова, Борис Плотников и Владимир Гостюхин.

  2. «Невеста» (1956)

    Режиссеры: Григорий Никулин, Владимир Шредель. В ролях: Олег Басилашвили, Роза Свердлова, Татьяна Пилецкая, Юрий Пузырёв, Ольга Казико, Федор Никитин и др.

    Есть девушка, с 16 лет мечтающая выйти замуж, Надежда. Есть молодой человек, обретающий «выгодную партию», – Андрей Андреевич. Есть воспитанник Надиной бабушки Марфы Михайловны – Саша. Он приезжает поправить здоровье и сразу же начинает тяготиться местным укладом жизни, о чём неоднократно говорит Надежде. Постепенно слова Саши находят отклик в душе девушки, и она начинает смотреть на окружающий мир его глазами. Она будто прозревает. Оказывается, её жених совсем не так умён, как она о нём думала. И будущая «семейная идиллия» уже не так привлекательна, как ей казалось.

    За экранизацию чеховского рассказа взялись начинающие свой путь в большом кино Григорий Никулин и Владимир Шредель. Художников-постановщиков тоже было двое – Семен Малкин и Алексей Федотов. Вот они и выбрали в качестве натуры для съемок город на Оке. «Муром в прошлом был купеческим городом, – рассказывал Алексей Федотов корреспонденту газеты «Муромский рабочий» в далеком 1956 году. – В нем и до сих пор почти в неприкосновенности сохранились некоторые памятники старины и местечки, характерные для той эпохи. Это-то и привлекло внимание постановщиков фильма, в котором как раз и нужно воссоздать обстановку старинного купеческого города. Для съемок, в частности, избраны особняк купца Каратыгина, парк у дома графини Уваровой в Карачарове, торговые ряды на Комсомольской площади и некоторые другие объекты».

    Возле некоторых намеченных объектов были выстроены декорации. Многие муромцы приняли приглашение участвовать в массовых сценах. Особым вниманием пользовались актеры, самым известным из которых был заслуженный артист РСФСР Федор Никитин (отец Андрей). А вот Олега Басилашвили, работавшего над образом главного героя Андрея Андреевича, еще никто не знал. Это был его дебют в кино. Он, кстати, прошел незамеченным: «Невеста», снятая начинающими кинематографистами, имела скромную экранную судьбу.

    Кадр из фильма

  3. «В огне брода нет» (1967)

    Режиссер: Глеб Панфилов. В ролях: Инна Чурикова, Михаил Кононов, Анатолий Солоницын, Михаил Глузский, Майя Булгакова, Анатолий Маренич, Владимир Кашпур,     Евгений Лебедев, Вадим Бероев, Михаил Кокшенов и др.

    Прошло десять лет. Неожиданно в Муром пожаловала еще одна творческая группа с «Ленфильма» и вновь во главе с режиссером-дебютантом Глебом Панфиловым. Фильм назывался «О том, что прошло» и снимался к 50-летию Советской власти по рассказу Евгения Габриловича. Он повествует о людях и событиях гражданской войны 1918-1919 гг. Героиней картины являлась простая санитарка Таня Теткина, которую блестяще исполнила молодая Инна Чурикова. Внешне весьма заурядная, Таня – личность, творчески одаренная, с острым ощущением правды, мечтающая о лучшей доле для народа. Постановщики фильма воссоздали атмосферу разрухи, бедности и героизма в глуши. Разбитый полустанок, пропахший человеческой болью санитарный поезд, барак, где спят в ветоши парни из продотряда – вот где происходит в основном действие. И на этом фоне возникает любовь Тани к Алексею, которого сыграл актер Михаил Кононов…

    Найти для съемок «разбитый полустанок» спустя почти пятьдесят лет после окончания гражданской войны было, конечно, не просто. Искали старую железнодорожную станцию с пакгаузом, водокачкой, старый паровоз. И нашли это все под Муромом, на станции Безлесная. Неоценимую помощь ленинградским кинематографистам оказали муромские железнодорожники – они разыскали старинные вагоны третьего и четвертого классов.

    На экраны фильм Г. Панфилова вышел под названием «В огне брода нет» и имел очень большой успех у профессионалов и публики. В 1969 году фильм удостоили главного приза «Золотой леопард» Международного кинофестиваля в Локарно. Глеб Панфилов стал знаменит. На съемочной площадке в Муроме он открыл новую кинозвезду – Инну Чурикову.

    Кадр из фильма

  4. «Главный свидетель» (1969)

    Режиссер: Аида Манасарова. В ролях: Елена Санаева, Александр Белявский, Лариса Лужина, Лариса Данилина, Михаил Кислов, Всеволод Санаев, Александра Денисова,    Александр Лебедев, Павел Винник, Борис Юрченко и др.

    Внешне благостный, но, по сути, хищный человек, лицемер Матвей Саввич, воспользовавшись отсутствием соседа Василия Каплунцова, призванного на военную службу, соблазняет его жену Машу. Однако, заметив серьезность ее чувства, он решил порвать эту связь. Но цельная натура Маши не может примириться с тем, что ей вновь придется жить с вернувшимся с фронта нелюбимым мужем. Драма, разыгравшаяся в доме Каплунцовых, привела к тому, что Василий умер, а Машу обвинили в отравлении мужа. На судебном процессе Матвей Саввич был главным свидетелем. Своими ложными показаниями он дал основания для вынесения молодой женщине сурового приговора.

    Режиссер Аида Манасарова, ученица Сергея Герасимова, решила перенести на экран рассказ А. Чехова «Бабы». Так как сам писатель считал название неудачным, то его заменили на «Главного свидетеля». Действие рассказа происходит в селе Райбуже. В фильме на эту «роль» была утверждена улица Плеханова, находящаяся на окраине Мурома. Здесь нашли дома Матвея Саввича и Дюди, в том числе и «двухэтажный дом на каменном фундаменте и с железной крышей – как раз против церкви». Только декораторам пришлось построить «постоялый двор» и поставить две иконы над входом в церковь. Отсняв «летнюю натуру» в Муроме осенью 1968 года, творческая группа «Главного свидетеля» уехала в Ялту, а потом вернулась в город на Оке, чтобы снять и зимнюю натуру.

    Фото со съемок Виталия Шибанова

  5. «Начало» (1970)

    Режиссер: Глеб Панфилов. В ролях: Инна Чурикова, Валентина Теличкина, Татьяна Степанова, Леонид Куравлёв, Михаил Кононов, Нина Скоморохова, Татьяна Бедова,    Юрий Клепиков, Геннадий Беглов, Юрий Визбор и др.

    После успеха фильма «В огне брода нет» Г. Панфилов и Е. Габрилович написали сценарий фильма «Девушка с фабрики». Это рассказ об еще одной «дурнушке» Паше Строгановой, игравшей роль Бабы-Яги в самодеятельном спектакле, которая неожиданно получает приглашение сниматься в кино, причем в роли Жанны д’Арк. Основное действие кинокартины происходит в вымышленном городе Реченске, но при написании сценария у авторов зримо стоял перед глазами Муром. Проблемы выбора натуры не было. А местные жители с удовольствием снимались в массовых сценах. С самой большой из них – на танцплощадке в Окском парке с огромным деревом посередине – начинается фильм.

    Натурные съемки велись и за городом, в пойме Оки. В селе Спас-Седчино, примерно в двадцати километрах от города, была возведена декорация средневекового замка. Здесь снимались сцены допроса Жанны д’Арк судьями-инквизиторами, моления ее перед казнью. Несколько дней на этой слегка всхолмленной местности запечатлевались на пленку кадры движения войск на лошадях, пеших людей, бредущих за повозками с нагруженным скарбом. Оказалось, что виды села Спас-Седчино похожи на пейзажи французской Нормандии.

    Этот фильм тоже не остался незамеченным. И не только рядовым зрителем. На 32-м Венецианском кинофестивале режиссёр картины Глеб Панфилов получил «Серебряного льва св. Марка», а актриса Инна Чурикова – «Золотого льва св. Марка». За роль Паши Строгановой Инну Чурикову признали лучшей актрисой года по версии журнала «Советский экран».

    Фото со съемок Михаила Матюшкина

  6. «Восхождение» (1976)

    Режиссер: Лариса Шепитько. В ролях: Борис Плотников, Владимир Гостюхин, Анатолий Солоницын, Сергей Яковлев, Людмила Полякова, Виктория Гольдентул, Мария Виноградова, Николай Сектименко, Сергей Канищев и др.

    В основу картины была положена повесть белорусского писателя Василя Быкова «Сотников» о судьбе двух партизан, попавших в плен к фашистам, о мужестве и трусости, о достоинстве и неодолимой силе духа. Действие картины происходит в Великую Отечественную войну в белорусских лесах. Ими на время стали окрестности Мурома, немецкой комендатурой – бывший «Дом охотника», а лобным местом, где повесили пленных партизан, – «круг» на спуске Воровского. Съёмки продолжались несколько месяцев, а муромляне ещё долго вспоминали, как в центре города всю зиму стояла виселица.

    Главную роль исполнил на тот момент никому не известный актер Борис Плотников. Режиссер Лариса Шепитько нашла его в Свердловском театре юного зрителя. Своим обликом Сотников Б. Плотникова в фильме напоминает… Иисуса Христа – его герой осознанно принимает мучения и смерть. Съемки в Муроме стали восхождением к актерской славе не только для этого актера, но и для Владимира Гостюхина, работавшего мебельщиком-реквизитором в Центральном театре Советской Армии.

    Фильм «Восхождение» принес славу его создателям. В 1977 г. на Международном кинофестивале в Западном Берлине он был удостоен высшего приза «Золотой медведь». Часть успеха по справедливости должна принадлежать Мурому.

    Фото со съемок Виталия Шибанова

  7. «Хрусталев, машину!» (1998)

    Режиссер: Алексей Герман-старший. В ролях: Юрий Цурило, Нина Русланова, Михаил Дементьев, Генриетта Яновская, Александр Баширов, Дмитрий Пригов, Ольга Самошина, Александр Лыков, Виктор Степанов и др.

    События фильма разворачиваются незадолго перед смертью Иосифа Сталина. Откуда было знать московскому истопнику Феде, что из-за легкомысленного поступка он попадет в историю, связанную с «делом врачей», оперативными планами МГБ и высокой политики. Название фильма происходит от реальной фразы, которую бросил Берия, покидающий умершего Сталина. Иван Васильевич Хрусталёв — сотрудник органов госбезопасности, дежуривший на даче Сталина в день, когда тот скончался.

    Станция Безлесная под городом Муромом вновь понадобилась для воссоздания убогости и неприглядности послевоенной жизни. Актер Владимирского драмтеатра В. Ходарин вспоминает, что четыре дня торчал здесь, играя маленькую роль – но с текстом! – опустившегося капитана-связиста, очкарика, который попрошайничает на выпивку. «Витя, сыграй мне так, чтобы я рыдал, – говорил мне Герман. – Мучил меня несколько дней. А сняли буквально за пятнадцать минут» – вспоминал наш актер. В эпизодической роли появился в фильме народный артист РФ Ильбар Туйметов, также работавший в те годы во Владимирском драмтеатре.

    Фильм режиссера Алексея Германа-старшего имел трудную судьбу. Фильм снимался 7 лет из-за перебоев с финансированием: американские спонсоры потребовали, чтобы Сталина сыграл американский актёр, и после несогласия Германа отказались от своего участия. Тем не менее после выхода на экраны фильм в 1998 году был удостоен Золотой пальмовой ветви на Каннском кинофестивале.

    Кадр из фильма

    Татьяна Лысова

    По материалам газет «Призыв» и «Муромский рабочий»

    Заглавное фото: кадр из фильма «Начало»

Обсуждение

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ваше имя (обязательно)

Как с вами связаться? (обязательно)

Сообщение