18+

Корабли и суда с названием «Клязьма»

Шесть судов с речным именем

Клязьма является главной водной артерией Владимирской области, пересекая ее с запада на восток. Поэтому название этой реки близкое и родное для каждого жителя Владимирского края. Однако ее именем называли не только улицы, пансионаты, турбазы и точки общепита (в Московской области даже существует целый поселок Клязьма, который сейчас числится микрорайоном города Пушкино), но также корабли и суда. Причем, как речные, так и морские, хотя относительно больших рек и, тем более, морей, наша Клязьма и невелика…

Символично, что один из самых первых пароходов под названием «Клязьма» появился именно на реке Клязьме. Им стало небольшое грузопассажирское паровое колесное судно, построенное пароходством, владельцем которого являлся генерал-адъютант генерал от инфантерии Александр Андреевич Катенин, по материнской линии — потомок Лермонтовых.

Генерал-адъютант Александр Андреевич Катенин

Его брат отставной генерал-майор Михаил Андреевич Катенин, командир Владимирского губернского ополчения во время Крымской войны, жительствовал в своей усадьбе Михайловское близ погоста Спас-Купалищи на Клязьме. Именно он и подсказал брату, уже имевшему свой флот на Волге и Каспийском море, пустить первые пароходы по Клязьме. Так в 1850-гг. во Владимирской губернии появились три парохода, в том числе «Клязьма», осуществлявшие рейсы до Вязников, а весной, во время высокой воды во время половодья — до Коврова. В 1860 году 60-летний А. А. Катенин скоропостижно скончался в Оренбурге от инсульта (он в полной парадной форме в сильнейшую жару делал смотр подчиненным ему по должности оренбургского и самарского генерал-губернатора уральским казакам), после чего его пароходство прекратило свое существование. Пароход «Клязьма» был продан и переименован.

Следующим название «Клязьма» носил уже боевой корабль. После начала Первой мировой войны российский флот испытывал острую нужду в минных и сетевых заградителей, способных выставлять заслоны из мин и специальных сетей, преграждая путь вражеским кораблям. В 1914 году в Нижнем Новгороде на судостроительном заводе «Нижегородский теплоход» попробовали переоборудовать в минно-сетевой заградитель недавно построенный дизельный буксир «Демосфен», имевший небольшую осадку. Опыт оказался удачным. Перестроенный корабль получил новое имя «Припять» и был зачислен в состав Балтийского флота.

Минный заградитель «Припять», по образцу которого строился минзаг «Клязьма»

По его «улучшенному» образцу морское ведомство в 1915 году заказало государственным и частным верфям еще 8 «Демосфенов» для того же Балтийского флота, присвоив строящимся минзагам названия в честь различных российских рек. Заказ на три таких корабля получил Балтийский завод в Петрограде. Один из них был назван «Клязьма». Он строился под руководством выдающегося кораблестроителя Анатолия Иоасафовича Маслова — будущего главного конструктора знаменитых советских крейсеров типов «Киров», «Максим Горький» и «Чапаев», лауреата Сталинской премии и кавалера ордена Ленина, профессора и доктора технических наук.

Почтовая марка в честь кораблестроителя Александра Иоасафовича Маслова

Такой должны быть «улучшенные» «Припяти», в том числе и «Клязьма»

Минный заградитель «Клязьма» по проекту имел водоизмещение от 320 до 388 тонн, длину до 51 метра, ширину — до 8 метров, осадку — почти до полутора метров. Корабль оснащался двумя дизелями мощностью до 500 лошадиных сил и имел два винта. Подобная энергетическая установка позволяла ему развивать ход до 11 узлов (1 узел равен примерно 1,85 км в час), что для заградителя было предостаточно. Для своего водоизмещения и размеров «Клязьме» полагалось мощное артиллерийское вооружение — две пушки калибром 76,2-мм (трехдюймовки), один 37-мм зенитный автомат, а также два 7,62-мм пулемета. С таким оружием заградитель не уступал миноносцу. Кроме того, корабль мог принимать на борт до 120 мин заграждения, тралы и сети. «Клязьма» имела дальность плавания в 1800 миль и оснащалась радиотелеграфом. Ее экипаж состоял из 80 человек.

«Балтийский завод» изготовил секции корпуса и основные механизмы «Клязьмы», после чего их в 1916 году в разобранном виде отправили по железной дороге в Архангельск на Государственный судоремонтный завод, так как было решено усилить кораблем Северную военную флотилию.

Балтийский завод в Петрограде, где строился минный заградитель «Клязьма»

Там «Клязьму» достраивали уже на плаву вплоть до 1918 года, когда начавшаяся Гражданская война окончательно прервала работы. В строй «Клязьма», кажется, так и не вступила. Скорее всего, недостроенный корабль был разобран в 1920-е гг.

Любопытно, что еще два корабля типа «Припять», то есть систершипы «Клязьмы» под названиями «Исеть» и «Селенга» должны были строиться… на Клязьме. Они были заказаны судоверфи Ивана Александровича Шорина в Гороховце, но данное предприятие оказалось не в состоянии построить эти корабли, и их созданием занимался «Нижегородский теплоход» в «столице Поволжья».

Один из систершипов танкера «Клязьма»

В начале 1920-х гг. появился еще один военный корабль под названием «Клязьма». Это был тральщик Балтийского флота. По всей видимости, он был переоборудован из гражданского судна. В то время после окончания Первой мировой и Гражданской войн началось массовое траление Балтики для того, чтобы очистить ее воды от тысяч мин. Именно тогда было временно значительно увеличено число тральщиков за счет привлечения к тралению приспособленных судов. Сохранившееся в фондах Российского государственного архива военно-морского флота дело свидетельствует о том, что тральщик «Клязьма» числился в составе Морских сил в 1921-1922 гг. Скорее всего, после выполнения поставленной задачи этот корабль вновь стал мирным судном.

Архивное дело балтийского тральщика «Клязьма»

Третьей по счету «Клязьмой», которой довелось нести военно-морской флаг, стал малый танкер, построенный по заказу СССР в Финляндии на верфи «Wartsila Crichton-Vulcan» в городе Турку (бывшем Або). Закладка судна состоялась 28 апреля 1951 года, 29 сентября того же года его спустили на воду, а почти ровно через год после закладки 29 апреля 1952-го передали заказчику.

Танкер Северного ВМФ «Клязьма» заправляет на ходу военный корабль

Проект данной серии судов разработала финская компания «Valmet». Это было однопалубное двухостровное судно валовой вместимостью 1178 регистрационных тонн и девейт в 1328 тонн, длиной в 69 и шириной в 10 метров с осадкой до 4,5 метров. Судно имело дизель мощностью до 1100 лошадиных сил, позволявший развивать скорость до 11,5 узлов. Шесть танков «Клязьмы» вмещали почти 1400 жидкого груза: нефти, мазута или солярки. Кроме того, имелся небольшой сухогрузный трюм. Экипаж танкера состоял из 31 человека.

Танкер «Клязьма»

Первоначально «Клязьма» являлась гражданским танкером, состояла в Дальневосточном морском пароходстве и имела порт приписки Владивосток, исправно снабжая топливом различные суда и порты тихоокеанского побережья, служила бункеровщиком Владивостокского морского торгового порта. Однако в 1975 году танкер передали военно-морскому флоту. Он перешел на север и вошел в состав Краснознаменного Северного флота в качестве корабля обеспечения. В этом качестве «Клязьма» прослужила до 1987 года, после чего была списана и отправлена на металлолом.

Еще одной «Клязьмой» стал однопалубный винтовой сухогрузный речной теплоход с полуутопленной настройкой в носу и двухъярусной надстройкой в кормовой части, предназначенный для перевозки генеральных грузов, например, леса или контейнеров. Он был построен по типовому проекту 276 в ГДР судостроительным предприятием VEB Schiffswert Edgar Andre в городе Магдебурге на реке Эльбе в 1960 году.

Верфь в Магдебурге строит речные сухогрузы для СССР

«Немка» «Клязьма» имела водоизмещение в 1000 тонн, длину 67 метров, ширину 8,16 м и осадку 2,14 м. Два дизеля по 300 лошадиных сил каждый позволяли развивать скорость до 16,5 узлов. Судно могло перевозить до 700 тонн груза, имело экипаж в 14 человек и автономность до 10 суток. «Клязьма» работала в составе Камского речного пароходства. К началу «лихих 90-х» судно уже было выведено из эксплуатации и служило в качестве бункеровочной базы в Уфе на реке Белой. Лет 20 назад эту «Клязьму» списали и отправили для разделки на металл.

Верфь в Магдебурге строит речные сухогрузы для СССР

Наконец, тоже в ГДР той же верфью VEB Schiffswert Edgar Andre в Магдебурге в 1955 году была построена еще одна «Клязьма» — пассажирский речной теплоход, что-то вроде речного трамвайчика водоизмещением 181 тонна, длиной 42,4, шириной 7,1 и с осадкой 1,5 метра.

Речной пассажирский теплоход «Клязьма» у причала (слева)

При 10 членах экипажа такое судно принимало на борт более 100 пассажиров и могло их перевозить со скоростью 11 узлов. Первоначально «Клязьма» эксплуатировалась на Волге и имела порт приписки Рыбинск, работая на линии Рыбинск – Череповец. Однако числилось оно за Московским речным пароходством.

 

Теплоход «Клязьма». Фото 1950-х и 1960-х гг.

В декабре 1981 года это теплоход по неизвестной причине переименовали в «Рубин».

Он был переведен в столичный регион на канал имени Москвы. По прямому назначению судно уже давно не эксплуатируется и находится на приколе в Котовском заливе Клязьминского водохранилища. Так что в итоге экс-«Клязьма» оказалась на Клязьме.

Ттеплоход “Рубин” в последние годы

Таковы судьбы шести кораблей и судов, носивших имя самой главной владимирской реки. Хотя, возможно, судов с названием «Клязьма» было и больше.

Николай Фролов

Использованы фотографии с сайта «Водный транспорт»

 

Обсуждение

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ваше имя (обязательно)

Как с вами связаться? (обязательно)

Сообщение