18+

Система Жохова: уроки с ребенком делать запрещено

Ребенок двигается – значит, мыслит

Представьте: дети на уроке свободно ходят по классу. Скажете, непорядок?! А педагог школы № 41 Наталья Ситова считает  это нормальным. Учитель  работает по методике Жохова, один из главных постулатов которой: «Физическая активность активизирует мыслительную деятельность». А еще важно подключить у ребенка правое полушарие, так как оно в тысячу раз мощнее левого, и успеть раскачать мозг. Ведь гибкость мышления у девочек развивается до 9 лет, у мальчиков – до 11 лет. По  системе Жохова работают всего лишь в двух владимирских школах: № 1 и 41. Каких результатов достигают ученики? Как строится учебный процесс и какими качествами должен обладать учитель? Наш обозреватель Елена Середина спросила об этом у Натальи Геннадьевны.

Наталья Ситова

Кто такой Жохов и в чем суть методики

Методику разработал заслуженный учитель РФ Владимир Иванович Жохов. Методика в действии уже 22 года и согласована с Федеральными образовательными стандартами. У Владимира Ивановича более 300 научных публикаций, он один из авторов учебника по математике для средней школы. В педагогике 50 лет: работал учителем, преподавал в институте и сегодня сам обучает учителей своей методике. В ее основе лежит активное подключение к работе правого полушария, так как оно в тысячи раз мощнее левого. А вся традиционная школа ориентирована на левополушарное обучение.

Владимир Жохов:«Для того, чтобы понять, нужно пробовать!» Фото: zhokhovzelenograd.ru

Методика Жохова уделяет внимание восстановлению межполушарных связей. Этот эффект достигается благодаря специальным упражнениям, а также пению (мозг воспринимает музыку правым полушарием, а ритм и слова – левым). Гибкость мышления у девочек развивается до 9 лет, у мальчиков – до 11. И за это время надо успеть развить по максимуму, потом уже бесполезно что-то предпринимать. В “жоховских” классах мы учим детей математике не ради самой науки, а чтобы раскачать мозг, заставить его эффективнее работать.

Программа начальной школы за один год

Дети знают не только таблицу умножения. Они еще решают уравнения, знакомы с дробями, бегло читают, пишут, знают геометрические фигуры, отрицательные числа. На математике наши ученики поют, на уроках много слушают классической музыки, рисуют, смотрят фильмы, играют. За весь первый класс мы проходим с детьми всю программу начальной школы.

Дети учатся читать не по слогам, а побуквенно, что обеспечивает дальнейшую грамотность

Чем же заняты дети со второго по четвертый класс?

Все знания требуют отработки навыков. Вот этой отработке, а также дополнительной работе по развитию мозга  посвящено остальное время. Много детям дается из других наук: истории, астрономии, географии, физики, химии. Мы учим оперировать знаниями и применять их в нужный момент. Нашим ученикам болеть нельзя! Дети делают зарядку, закаливаются, обливаются водой и, как результат, болеют гораздо реже, чем их сверстники в традиционной начальной школе.

 Где  познакомились с  методикой Жохова?

 Я как родитель рассматривала домашнее обучение для своего сына. Не хотелось мне вести его в традиционную начальную школу. И в очереди в поликлинику встретила знакомую, она мне и рассказала о методике Жохова, что он через два дня приезжает к нам в город. Знакомая  обещала поделиться ссылками на материал и видео. Когда я приехала домой, все ссылки были у меня уже на почте. Я стала читать, смотреть,  встретилась лично с Владимиром Ивановичем. И поняла: это мое! Стала искать единомышленников, школу. В итоге меня уговорили родители и администрация работать по этой методике.

Наталья Ситова с учеником

Дело в том, что я 13 лет была учителем математики среднего и старшего звена, еще 13 лет в детском развивающем центре занималась математикой с детьми с 8 месяцев до школы. Закончила аспирантуру и преподавала в университете. Не хватало начальных классов для опыта. И круг замкнулся. И то, что сейчас со мной происходит, мне нравится!

Как восприняли близкие и сын? 

Близкие меня поддержали. Они знают, что мне скучно ходить одними и теми же дорогами. А сын учится с удовольствием. Но дети педагогов – это отдельная история.

Роль родителей в учебном процессе?

Первое и главное: родителям делать уроки с ребенком запрещено. Ученик должен все делать сам. Во-вторых, родитель, вмешавшись, может навредить учебному процессу. Как учат в обычной школе читать? По слогам. В “жоховских” классах дети видят каждую букву и читают побуквенно. Это обеспечивает дальнейшую грамотность. Образ слова воспринимается правым полушарием, а чтение по слогам задействует левое полушарие, что неестественно для человека.

А вот во внеурочной деятельности инициатива родителей приветствуется. Ученики второго класса, к примеру, весной поехали  вместе с родителями в Третьяковскую галерею на экскурсию. И к картинам дети пришли, как к старым знакомым, так как в течение года они получили много разной информации. Было очень интересно, душевно. И сами родители были в восторге, не говоря уж о детях.

Экскурсия в Третьяковскую галерею

 Почему же так мало «жоховских» классов?

Потому что работать по старинке удобнее! Очень трудно и учителям, и родителям выйти из наезженной не годами, а десятилетиями колеи и принять новое. У нас был такой случай: ребенок отучился в первом классе несколько месяцев, а потом его забрали: на этом настояла бабушка –  педагог начальных классов. Ее аргумент: «Я знаю, как надо, как правильно».

Да, наша методика выбивается из общей системы образования. Для нас бегающий и кричащий ребенок – это нормально! В обычной школе дети двигаются в несколько раз меньше, чем требует физиологическая норма. Это противоречит природе растущего организма младшего школьника. Чем больше движений, тем лучше ребенок думает, больше сберегается его здоровье. Поэтому дети не сидят все время за партами.

И как показывает опыт других педагогов (мы сами еще не выпускали учеников из 4-х классов), после начальной школы дети отлично вписываются в учебный процесс среднего и старшего звена, сохраняют высокую планку и высокие отметки.

 Как организовать «жоховский» класс?

Прежде всего, искать единомышленников.  В одном месте должны сойтись воедино  три фактора. Во-первых, администрация школы, которая одобрит и согласится на такие классы. Во-вторых, учитель, который сможет вникнуть в эту методику и работать по ней. В-третьих, родители, которые  захотят, чтобы их дети учились иначе.

Фото: 7ya.ru

Любой педагог может работать по этой системе. Достаточно желания. Надо пройти собеседование у автора методики, потом обучение. Каждый год учитель получает от Владимира Ивановича согласие на дальнейшую преподавательскую деятельность. Нас курируют, у нас контроль, отчеты, вебинары, а также группы поддержки от других педагогов в Вайбере, Скайпе.  Если автор не дает согласия, то дети продолжают обучение по традиционной программе. В нашей школе это программа «Школа России».

Цена вопроса

Обучение стоит 55 000 рублей на весь класс. Родители оплачивают обучение учителя и все методические материалы. В моем классе 24 человека, так что затраты на одного ученикам – чуть меньше 2 300 рублей в год.

В понедельник в школах начнутся уроки. Ваши советы родителям первоклассников?

Главное – не бояться. Родителям не нужно показывать своей  тревоги, иначе все переживания отразятся на ребенке. Поддерживайте своего первоклассника, покажите ему, что  вы всегда рядом. Вместе все получится!

Беседовала Елена Середина

Заглавное фото: govoritufa.ru

Фото из архива Натальи Ситовой

Обсуждение

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ваше имя (обязательно)

Как с вами связаться? (обязательно)

Сообщение