18+

Как выйти из школьных конфликтов с наименьшими потерями?

Рекомендации владимирского омбудсмена

В преддверии начала учебного года предлагаем рассмотреть довольно болезненную сторону учебного процесса. Это психологическая травля отдельно взятого ребенка со стороны одноклассников или учителя. Процесс этот обычно запускают конфликты между одноклассниками. Но нередко причиной травли могут стать и сложные отношения родителей и педагогов, и предвзятость учителя по отношению к какому-либо ученику. Уполномоченный по правам ребенка во Владимирской области Геннадий Прохорычев объясняет, как следует вести себя взрослым, чтобы предотвратить необратимые последствия школьных конфликтов.

Фото: novosti33.ru

Многое зависит от профессиональности учителя

Ситуации травли так называемых «белых ворон» – нестандартных и неудобных детей – в образовательных учреждениях происходят, к сожалению, все время.  И в советское время они были, вспомните хотя бы показательный в этом смысле фильм «Чучело». Здесь очень многое зависит от профессионализма и компетентности классного руководителя или учителя-предметника, который видит подобные изъяны в ученическом коллективе и по мере возможности пытается их нивелировать. Такие проблемы в детском коллективе сразу видно. Педагог беседует с родителями, приглашает для работы с таким ребенком психолога. Вместе они определяют, почему ребенок вдруг стал изгоем, предметом насмешек и издевательств и какую работу с классом необходимо провести, чтобы преодолеть эту ситуацию.

Но, к сожалению, ни в одной школе я не видел психологической работы с учителями по преодолению профессионального выгорания. В педагогической работе уровень его очень высокий. Это непаханое поле деятельности. Очень нужны профессиональные психологи, которые проводили бы встречи с учителями, моделировали на них распространенные конфликтные ситуации и наблюдали, как ведет в них себя педагог. Ведь учителя такие же люди, как и все. Получили педагогическое образование, прошли курс возрастной психологии и не более того. Они в первую очередь предметники. И в своей деятельности вместо того чтобы нивелировать конфликт, они, наоборот, ее создают и часто не знают, как правильно вести себя в такой ситуации.

Фото: newsnn.ru

Не все могут быть учителями

В ближайшую субботу я буду выступать в одном лицее-интернате. Там возник конфликт между учителем и родителем, который вышел за рамки учебного учреждения. Такие ситуации возникают довольно часто. Учителю по какой-либо причине не нравится один из родителей своих учеников, и он начинает предвзято относиться к ребенку. Позволяет себе насмешки по отношению к нему: «Посмотрите, какой у нас Ваня – дурачок!» По сути, это непрофессионализм, это преступление со стороны взрослого человека. Создав конфликт со взрослым, он отыгрывается на ребенке. И тут возникает вопрос о профессиональной компетентности педагога.

К учителю предъявляются обществом очень высокие требования. Но, как выразился один из классиков педагогики: «Много учителей – двоечников». Переступая порог школы педагог обязан понимать, что он попадает в иное пространство – пространство детей. Это не твое пространство. И не получится работать, если педагог не осознает, что гармоничный учебный процесс должен происходить во взаимодействии учителя, родителя и ребенка. Если хоть одно звено этой цепочки исключить, процесс обучения может быть необратимо нарушен.

Фото: deti.mail.ru

Родители, будьте мудрыми!

Любой родитель, прежде всего, будет отстаивать интересы своего ребенка. И это правильно. Но мудрый родитель сначала выслушает все стороны конфликта. Ведь может оказаться виноватым и его кровиночка. Видя, что ребенок стал изгоем, разумный родитель в первую очередь должен понять, почему это происходит, встретившись с классным руководителем. Ни в коем случае не наезжать на детей.

У нас был случай в Судогодском районе – конфликт между двумя пятиклассниками. Папа одного из них, бывший сотрудник УФСИН, заступаясь за свою дочь, не нашел ничего лучше, чем прийти в класс и избить обидевшего ее пацана. Вот такие бывают родители! Они считают, что интересы ребенка надо отстаивать кулаками, избиением другого ребенка.

В любой конфликтной ситуации между детьми родитель должен в первую очередь обратиться к классному руководителю, к учителю-предметнику. Если он остался не удовлетворен встречей с ними, попросить, чтобы собрался педагогический совет школы по той или иной конфликтной ситуации, произошедшей в классе. Нельзя оставаться в стороне от происходящего! Обязательно надо постараться облегчить жизнь ребенка в классе и помочь ее с наименьшими потерями выйти из болезненной ситуации.

Фото: rebenok.by

Если ситуация обретает полууголовный оттенок, то необходимо известить об этом руководителя образовательного учреждения. Родитель может обратиться и в надзорный орган, то есть в управление образования. И даже в прокуратуру, и в Следственный комитет, если дело связано с рукоприкладством, избиением ребенка. Тогда сотрудники полиции и инспектор ПДН будут разбираться с ситуацией, переходящей за границы закона.

Записала Татьяна Лысова

Заглавное фото: click.ro

Обсуждение

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ваше имя (обязательно)

Как с вами связаться? (обязательно)

Сообщение