18+

Ореховый Спас отмечаем под сенью Нерукотворного Образа

  1. Третий Спас хлеба и полотна припас

    Ореховый Спас каждый год отмечается 29 августа. В православной традиции он связан с почитанием полотна, на котором изображен образ Спасителя. Официальное церковное название праздника – Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа. Ореховым Спасом это праздник прозвали из-за того, что в этот день начинался сбор урожая орехов. Спасом на холстах его именовали потому, что 29 августа было принято открывать торговлю холстами и полотнами. В это же время заканчивалась уборка хлеба, поэтому было и еще одно название – Хлебный.

    Фото: fotokto.ru

  2. История праздника

    Ореховый Спас приурочен к событию, которое произошло при жизни Иисуса Христа. Правитель сирийского города Эдесса Авгарь болел проказой. Он верил, что Иисус может исцелить его от болезни. Авгарь написал ему письмо и отправил с ним живописца Ананию, чтобы тот передал его и нарисовал портрет Сына Божьего. По прибытии в Палестину художник увидел Христа, окруженного толпой людей. Не имея возможности пробраться к Иисусу, Анания встал на высокий камень и пытался изобразить портрет. Попытка не увенчалась успехом.

    Христос заметил художника и приказал принести воду и полотенце (убрус). Он умылся и вытер лицо. На полотенце отпечатался его образ. Иисус отдал убрус Ананию и послал с ним обратно в Эдессу своего ученика. Авгарь при помощи этого полотенца исцелился от проказы. Жители Эдессы считали убрус великой святыней и поклонялись ему. 29 августа 944 года по приказу императора Константина его перевезли в Константинополь. В 1204 году, во времена крестового похода, святыня была утеряна.

    Фото: f14.ifotki.info

  3. Почитание Спаса Нерукотворного на Руси

    В 1355 году новопоставленный московский митрополит Алексий привез из Константинополя список иконы Спаса Нерукотворного, для которого был заложен храм. По всей стране стали строить церкви, монастыри и приделы храмов, посвященные Нерукотворному Образу.

    Перед иконой Спаса молился Дмитрий Донской, воспитанник митрополита Алексия, получив известие о нападении Мамая. Хоругвь с иконой Спаса сопровождала русское войско в походах начиная с Куликовской битвы вплоть до Первой мировой войны.

    Иконы Спаса размещали на крепостных башнях. Так же как и в Византии, Спас Нерукотворный стал “оберегом” города и страны и одним из центральных образов русского православия, близким по значению и смыслу к кресту и распятию.

    Стяг Всемилостивейшего Спаса Ивана Грозного 1552 года. Фото: funlib.ru

  4. Нерукотворный Образ в селе Ляхи

    29 августа – престольный праздник всех церквей в честь Спаса Нерукотворного Образа. Единственный в нашей области такой храм находится в с. Ляхи Меленковского района. Он прошел все этапы, присущие русской православной церкви, и по праву является историческим памятником. Построен храм в 1802 году на средства известного железозаводчика Ивана Баташёва в стиле позднего классицизма. Основное ядро здания составляет монументальная, прорезанная 16 окнами ротонда, поставленная на куб, северный и южный фасады которого завершены фронтонами. И пропорциональный строй, и архитектурная разработка форм свидетельствуют о том, что над возведением храма трудился незаурядный зодчий.

    В 1935 году церковь была закрыта местной властью. Были сняты церковные колокола, разрушены колокольня, иконостас. Печально констатировать, что советский период для храма стал историей его разрушения и разорения. Закончилась она только в 1990 году, когда на сельском сходе было принято решение  об открытии ляховского прихода. В 1991-1994 годы храм был частично восстановлен, возобновились службы. В престольный праздник 29 августа приход посещает епископ Муромский и Вязниковский Нил и проводит в храме Божественную литургию.

  5. Как отмечать этот день

    29 августа все православные верующие идут в храм на праздничную службу, чтобы помолиться о семье и достатке в доме. Также в церкви необходимо освятить орехи: считается, что их можно вкушать именно с этого дня. Так как к этому празднику заканчивалась уборка урожая, наши предки пекли в этот день хлеб из свежей муки. В наши дни хозяюшки стараются приготовить выпечку с орехами, которой угощают всех родных и близких, а также бедствующих людей.

    В преддверии Орехового Спаса, 27 августа, заканчивался Успенский пост, и поэтому на стол уже можно ставить рыбные и мясные блюда. Во главе стола должны стоять яблоки, мед и орехи: праздничную трапезу надо начинать именно с этих продуктов, а затем отведать по кусочку от каждого приготовленного блюда. Считалось, что после исполнения этого ритуала деньги потекут рекой, а в доме будет благополучие и достаток.

    Фото: bmc-hram.cerkov.ru

  6. Приметы и поговорки

    Спас — на полотне, а хлебушко — в гумне.

    Урожай на орехи — жди в следующем году урожая хлеба.

    Ласточки отлетают в три раза — в три Спаса.

    Если журавли отлетят к третьему Спасу — на Покров будет морозно.

    Первый Спас — на воде стоят, второй Спас — яблоки едят, третий Спас — холсты продают.

    На Хлебный спас сеяли озимые, а яровую пшеницу к этому времени следовало уже убрать. Несжатые полосы считались плохой приметой, и нерадивым селянам помогали с уборкой всем миром.

    Фото: stihi.ru

  7. Гадания на Ореховый Спас

    Если первый съеденный орех в этом году окажется сладким — год будет удачным. Если попадется горький – вас ждут измены и испытания; неспелый орех — к важным известиям, а гнилой — к беде. Первый сорванный орех надо было съесть, а второй — дарили прохожему. Считалось, что это защищает от сглаза и порчи. Если орех упал на голову — к деньгам и удаче.

    Очищая орехи от скорлупы, следует смотреть на ядра: два сросшихся надо взять левой рукой и опустить в кошелек. Этот ритуал поможет привлечь финансовый успех на весь год. Также считалось, что двойные ядра приносят удачу и в любовных делах. Девушки старались, съев одну половинку ядра, другую подсунуть суженому: если съел — к скорой свадьбе.

    Загадав желание, раскалывали орех: если внутри крупное спелое ядро —желание исполнится, если орех гнилой или пустой — нет. Или, загадав желание, захватывали, не глядя, горсть собранных орехов и считали их: четное число означало, что желание исполнится, нечетное сулило неудачу.

    Фото: krasotka.yourarticles.ru

    Татьяна Лысова

    Заглавное фото: photosight.ru

Обсуждение

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ваше имя (обязательно)

Как с вами связаться? (обязательно)

Сообщение