18+

Жертвы роботов

"Умные машины" воздействуют на сознание владимирцев

Кто портит имидж Владимирской области? Роботы! Умные роботы Яндекса, которые отбирают в ТОП-5 новостей всякую криминальную дребедень. Мне тут много рассказывали о том, что роботы поисковых систем такие умные-преумные, они оценивают не только новизну, оригинальность, правильное оформление материала, но даже стилистические особенности и прочие тонкости. Если бы!

Мне кажется, логика у них простая. Появляется информация, её начинают тиражировать разные сайты, и что думает робот? Он думает: значит, стоящая новость, раз она так широко расходится – и цепляет её в ТОП-5. Поясню на всякий случай, что такое ТОП-5. В Яндексе это главные новости, которые поисковая система тебе предлагает сама: открываешь «Я» – вот они, родимые, над поисковой строкой: федеральные и региональные. Их и видит больше всего пользователей, а те, кто не заморачивается отдельно поиском свежей новостной информации, только с ними и имеют дело. Вот свежий пример. Утро сегодняшнего дня. Здравствуй, родина!

Сегодня ещё ладно, а то – педофилы, душегубы… Открывает человек поисковик, смотрит, а у него под боком – убивают, грабят, насилуют, поджигают. И ведь не скажешь, что этого не случается. Но криминальными сводками жизнь региона не ограничивается. Здесь же люди живут, а не орки и гоблины. Почему же, бросив взгляд на главные новости региона-33 по версии Яндекса, можно ложиться и помирать: ну как здесь жить? Вот моя версия.

Кто продуцирует новости в информационном поле Владимирской области, кто основной ньюсмейкер? Чаще всего – пресс-службы. В нашем регионе в этом плане здорово работают Следком и облпрокуратура (они молодцы, к ним никаких претензий, только благодарность). Криминала они вываливают будь здоров. Новостные сайты этой информацией, которая сама плывёт в руки, охотно пользуются. Тем более что зачастую вся «боевая сила» периферийного новостного ресурса – пара человек, а то и один. Сколько они сами могут раскопать и создать новостей? Единицы! А тут только успевай обрабатывать и ставить.

Таким образом, пресс-службы силовых структур – надёжные и регулярные источники контента, который получает наибольшее распространение. И, соответственно, их информация, как самая тиражируемая, – лучший кандидат в ТОП-5. Но что в итоге? А то. Открываешь Яндекс, новости Владимира, а там, по крайней мере, 70% сообщений – криминал, остальное – информация, продуцированная другой казённой фабрикой новостей – областной администрацией. Там тоже новости пекутся, как пирожки, и что-то из этого пришедшего самотёком сайты, конечно, используют. Для наглядности. Вот буквально вчера, когда я писал эти строки (понедельник, 13-го, в 12.42), заглянул в Яндекс. Пять топовых новостей: 1) Прокуратура проверила автомойки; 2) Во Владимире мужчина украл 22 велосипеда; 3) Нетрезвые подростки вымогали деньги у отдыхающего; 4) В выходные во Владимирской области сгорело 22 гектара леса… Ну, и № 5 – это то, что Россия выиграла чемпионат Европы по мотоболу…

Вот такое яркое, широкое и глубокое отражение жизни региона-33. Лучшие новости, что тут скажешь. По версии роботов. По мне, так такой набор свидетельствует лишь об одном: хорошо работают пресс-службы силовых структур. Гораздо лучше, чем «умные машины» популярной поисковой системы. Которые якобы даже стилистические особенности подмечают. Какая тут, к чёрту, стилистика!

Когда я делился этими мыслями на своей страничке в «Фейсбуке», мне друзья возражали – не возражали, но приводили такие аргументы. Люди любят «жесть». «Жесть» привлекает трафик, пользователи кликают. Отсюда и логика роботов – бери и тащи… Это правда. С 1990-х годов, когда с экранов валом пошла «чернуха», у нас выработалась привычка к такого рода новостям, зависимость от них. По себе замечал. На ОТР – «Общественном телевидении России» – идут хорошие новости – без убийств и взрывов. Но смотришь, и чего-то не хватает. Ощущение, что это не новости даже – нет адреналина. Инерция сознания.

Но (ещё одно «но», и очень большое). Что важнее – трафик или люди? Трафик или мы сами как разумные, нормальные существа? На нас и так воздействуют – тут я подобрал очень мягкое слово, – воздействуют на мозги целым валом, мутным потоком информации, никак не связанной с реальной жизнью, отвлекающей от неё, уводящей в сторону от её проблем, мешающих позитивной и созидательной работе нашего сознания. Тут тебе и какие-то эстрадные «звёздочки» с безумными заявлениями, обсосанные-пересосанные истории свадеб-разводов артистов, пустозвонство политиков и прочая требуха. А обилие криминальных новостей ещё и подавляет морально, нагнетает страх и неуверенность.

Многие – может быть, подспудно, неосознанно – понимают, что эта накипь мешает жить. Они перестают смотреть телевизор, ограничивают свой выбор в Интернете несколькими сайтами. И, с одной стороны, это необходимый способ самозащиты, с другой – тоже уход от реальной жизни и её проблем. Что же делать? Одни говорят: умные люди способны сами анализировать, оценивать информацию, отделять нужное от ненужного. Так-то так, но при этом опять приходится иметь дело с огромной мусорной кучей, разбор которой – потеря времени и нервов. Другие (как раньше применительно к телевидению) советуют: не нравится – не смотри. То есть опять тот же небогатый выбор. Как правильно? Не знаю. Каждый выбирает сам. Но, возвращаясь к началу материала, скажу про роботов – их программируют люди. Не роботы, а люди формируют контент, а через него – если брать шире – вкусы, потребности, сознание людей. Так что зря я в первом абзаце роботов обидел. Они-то как раз не ведают, что творят.

Николай Лившиц

Фото: laguiadelvaron.com

Обсуждение 1

  • Записки сумасшедшего...:

    Да! Как сказал Медведев Д.А. в бытность Президентом России (несмотря на то, кто и как к нему относится), Интернет – это свалка информации, каждый в которой находит нужное себе: кто-то плохое, а кто-то хорошее… Кстати, не всегда роботы показывают то, что действительно популярное. Например, когда наша сборная (хоккейная, футбольная или какая другая) проигрывает какой-нибудь важный матч, то как правило, никогда новость об этом не увидишь в ТОП-5 Яндекс, а только можно прочитать на соответствующих спортивных сайтах. Тем не менее, это не значит, что это никому не интересно, особенно тем, кто не смотрел данный матч. Но когда сборная выигрывает, указанная новость и/или все, что с ней связано могут несколько дней висеть в ТОП-5 Яндекса. Зачем это делается? Кто знает…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ваше имя (обязательно)

Как с вами связаться? (обязательно)

Сообщение