18+

Шедевры мстерского мастера выставлены в Историческом музее Москвы

Столица отмечает юбилей нашего земляка Ивана Голышева

Иллюстрации к народным песням и былинам, религиозные и нравоучительные картинки, портреты исторических персонажей и военных героев, популярные лубочные сюжеты, например, “Как мыши кота хоронили”, гадательные таблицы, сонники и путеводители… Около сотни литографий конца XIX века представлены на выставке “Иван Голышев. Картинное и книжное дело в селе Мстёра” в Историческом музее Москвы. Приурочена она к 180-летию со дня рождения удивительного человека и уникального издателя и 160-летию литографской мастерской в Вязниковском уезде Владимирской губернии.

Имя Ивана Голышева занимает особое место в списке наших знаменитых земляков. Еще юношей он буквально заболел литографией и смог получить разрешение на открытие собственной мастерской. Благодаря ему теперь мы можем погрузиться в культурную атмосферу дореволюционной России, увидеть, чем тогда жили, о чем говорили, во что верили наши предки.

Родился Иван Голышев в 1838 году во Мстёре, в крепостной семье потомственных иконописцев. Отец с детства начал его приучать к иконописи, но потом по совету знакомых отправил сына в Москву. Там юный Голышев четыре года учился во Второй рисовальной школе и некоторое время поработал в различных литографских мастерских.

Школа, основанная на собственные средства графом Сергеем Строгановым (до сих пор это учебное заведение называют Строгановкой), имела замечательные традиции и могла бы за шесть лет обучения многое дать сельскому мальчику. Педагоги хвалили Ивана Голышева, но социальное происхождение сыграло свою роль. Поступить в рисовальную школу крепостной мог, а вот получить по окончании государственный аттестат, к сожалению, нет. И охладев к обучению, в 1853 году Иван Голышев покидает школу.

Илья Муромец. 1878 год

В Москве он осваивает печатание лубочных картинок. Покупает остродефицитные тогда литографские камни, сам рисует на них, делает отпечатки в одной маленькой мастерской, с хозяином которой сдружился. А в 1858 году с помощью отца и на его имя (сам-то еще несовершеннолетний) открывает во Мстере, разумеется, с разрешения помещика и властей, собственное литографское заведение. Дело это было совершенно необычным по тем временам. Литографий и в Москве, и в Петербурге было мало, а первой сельской стала голышевская.

Начал Иван Голышев работать на двух станках, потом купил ещё три, а шестой сделал сам, перед этим тщательным образом изучив иностранные. Его предприятие быстро приобрело популярность. В лучшие свои годы в литографской мастерской печатали до 500 тысяч лубочных картинок в год. Развозили и разносили их по русским городам и весям мстерские и вязниковские коробейники-офени. Такой успех в первую очередь объяснялся тем, что картинки были цветными. Достигалось это не печатанием, а раскрашиванием вручную. К этой работе привлекали соседских женщин и даже девочек, что давало заработок немалому числу мстерских семей.

Демон пьянства. 1881 год

Узнав о популярности голышевских литографий у народа, к нему, 23-летнему парню, с деловым предложением в 1861 году приезжал известный поэт Николай Некрасов. Именно мастерская Ивана Голышева первой напечатала знаменитых “Коробейников”. Говорят, Некрасов посвятил это произведение мстерским и вязниковским офеням. Потом через них он распространял свои знаменитые “красные книжки”, внешний вид которых поэту и подсказал Иван Голышев. По его мнению, такие формат и цвет были наиболее удобны и привлекательны для простого, малограмотного народа.

В 1862 году – Голышеву всего 24 года! – он открывает во Мстере бесплатную рисовальную школу и библиотеку для крестьянских детей. За что был награжден императором Александром II золотыми часами.

Одновременно Голышев становился активным, как сегодня бы сказали, общественником. Этот поворот в его жизни произошел после встречи с К.Н. Тихонравовым, секретарем Владимирского губернского статистического комитета, археологом, страстным собирателем и защитником старины. С его подачи Голышев увлекся этнографией и краеведением, стал изучать и собирать разнообразные “древности”. Занялся и общественной деятельностью, и в 1859 году (то есть в 21 год, только-только по достижении совершеннолетия!) был избран членом-корреспондентом Владимирского губернского статистического комитета. Уникальный случай для крепостного крестьянина.

Вид Богоявленской слободы Мстеры. 1860 год

В дальнейшем Иван Голышев становится членом-корреспондентом  многих ученых сообществ: Императорского русского географического общества, Императорского археологического общества, Императорского общества любителей древней письменности, Императорского общества истории древностей российских и многих других. Опубликовал до 500 историко-краеведческих статей в периодических изданиях, написал 18 книг и брошюр, издал в общей сложности 10 альбомов, посвящённых памятникам старины. Иван Голышев принял активное участие и в формировании коллекции создававшегося в Москве Исторического музея.

Увлечение нашего героя историей, этнографией и археологией привело его к расширению издательской деятельности. Используя свой талант художника, Голышев начинает издавать альбомы русских древностей, монографии, богато иллюстрируя их своими литографиями: “Альбом рисунков со старинных пряничных досок”, “Памятники старинной русской резьбы по дереву”, “Памятники древних церковных сооружений”. Литографии в этих изданиях отличались точностью и изяществом, для некоторых он использовал серебряную и бронзовую краски.

Пантюшка и Сидорка осматривают Москву. 1879 год

Получив звание почетного гражданина, Голышев смог, наконец, освободиться от податной зависимости. Был награжден золотой медалью Императорского  археологического общества. Государство в свою очередь отметило его труды орденами Св. Станислава II и III степени, Св. Анны II степени.

Иван Александрович Голышев скончался в 1896 году во Мстере Вязниковского уезда. Позднее его имя было незаслуженно предано забвению и даже оклеветано. Советские идеологи нашли в некрасовском купце-выжиге из поэмы “Кому на Руси жить хорошо” сходство с мстерским издателем. Имя И.А. Голышева выпало из всех энциклопедических словарей. Произведения его ни разу не переиздавались, хотя давно стали библиографической редкостью.

Император Петр Великий. 1883 год

В последние годы возобновился интерес ученых и исследователей к наследию Ивана Голышева. В центральных научных и популярных журналах и сборниках появляются статьи о нем, готовятся диссертации по его лубочным картинкам. Но у нас, на Владимирщине, его имя по сути забыто. Нигде нет ни мемориальной доски, ни памятного названия улицы. Еще сохранилась его могила, но она находится в заброшенном состоянии. Шумят еще во Мстере посаженные Иваном Александровичем березы 6ывшей Голышевки, но дом его снесен.

Выставка в Историческом музее — это по сути возвращение имени этого замечательного человека, удивительное повествование и про жизнь Ивана Голышева, и про русскую культуру, цельную и самобытную.

Татьяна Лысова

Фотографии Государственного Исторического музея г. Москвы

Обсуждение 1

  • Елена:

    Как хорошо,что начинают вспоминать таких людей!это действительно здорово!а то прославляют одних и тех же!в основном царей да полководцев,а все остальное как-будто не существовало!побольше бы таких находок!!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ваше имя (обязательно)

Как с вами связаться? (обязательно)

Сообщение