18+

Митрополит из Македонии

Суздальскую кафедру в петровские времена возглавлял иностранец

Суздальская епархия – старейшая во Владимирском крае. Среди множества её архипастырей фигура митрополита Суздальского и Юрьевского Ефрема III (Янкова) выделяется своей необычностью. Это один их двух иностранцев, занимавших суздальскую кафедру, за всю её восьми вековую историю. Первым был грек Арсений Элассонский – деятель Смутного времени. А Ефрем появился столетие спустя. Был он выходцем с Балкан. Его биография представляет собой целую Одиссею.

Письмо Петру I

Есть две версии, откуда родом Ефрем. Но в обоих случаях речь идёт о территории нынешней Македонии. Год его рождения – 1658-й, и, таким образом, он появился на свет 360 лет назад. Во время великого переселения сербов в 1690 году с территории, занятой Османской империей, архимандрит Ефрем оказался среди православного духовенства, сплотившегося вокруг сербского патриарха Арсения III (Черноевича). Тот возглавил исход соотечественников-единоверцев. В 1693 году этот патриарх рукоположил Ефрема в епископы Мохачской православной епархии. К тому времени новопоставленный владыка жил в венгерском городе Сентендре, в Успенском храме которого и прошла архиерейская хиротония.

Великое переселение сербов. Картина Паи Йоновича. 1896 год

Епископ Ефрем активно выступал против попыток католических прелатов Австрии и Венгрии обратить сербов из православия в униатство, поэтому имперские власти, а также иезуиты всячески стремились выпроводить не в меру активного архиерея из его епархии. В начале 1700-х гг. епископ Ефрем был вынужден покинуть место своего служения и обосновался в Троицком монастыре города Плевля в нынешней Черногории, центре сербской исторической области Рашка. В то же время католический примас Венгрии кардинал Леопольд Карл фон Коллонич, архиепископ Эстергомский, просил императора Иосифа I не допустить возвращения православного епископа Ефрема в его епархию.

В 1703 году владыка Ефрем впервые приехал в Россию вместе с тремя сербскими монахами для сбора «милостыни» в Киев. Он направил письмо Петру I, рассказывая о бедствиях сербов на территории Османской империи и в католической империи Габсбургов. Но Посольский приказ, тогдашний аналог МИДа, очевидно, с целью избежать дипломатических осложнений выслал сербского архиерея из пределов Московского царства.

Московская миссия

Владыка не успокоился. Уже будучи возведенным в сан митрополита Скопийского, Сербского и Пятицерквенского, он в начале 1705 года прибыл прямо в Москву. На этот раз его принимали как официальное лицо, вручив богатые подарки, в том числе деньги, соболей и дорогие материи. Митрополит Ефрем вновь жаловался русскому царю на притеснения католиков, в том числе на зверское убийство братии Успенского монастыря сербской Пятицерквенской епархии. Петр I положил сербскому владыке жалованье 150 рублей в год (тогда это была немалая сумма), которую надлежало вносить в качестве 20% сумм от поступлений с приходов Суздальской епархии.

Суздальский Богородицкий собор — кафедральный храм и место погребения митрополита Ефрема III Суздальского

Сербский митрополит так и остался в Москве и в августе 1706-го принимал участие в погребении тетки Петра I царевны Татьяны Михайловны. В сентябре следующего 1707 года Петр Великий отправил митрополита Ефрема в армию, стоявшую в Смоленске, для обеспечения духовных нужд православного воинства «с ризницею и с певчими и с подъяки из сербския земли, тако ж де и суздальскими, которые даны ему в послужение».

Назначение в Суздаль

В сентябре 1708 года митрополит Ефрем был назначен управляющим Суздальской епархией, так как правивший митрополит Илларион (Ананьев) был тяжело болен и ослеп. Суздальские архиерейские служители, увидев нового начальника, не слушались старого слепца-митрополита и даже лишали его необходимого. Митрополит Илларион все переносил терпеливо, но однажды, раздраженный появлением преемника еще при его жизни, предсказал: «искатель преждевременно властительства достигнет архиерейского престола, но им с небольшим три года он будет пользоваться». Так и исполнилось.

Митрополит Суздальский Илларион (Ананьев)

Вскоре святитель Илларион скончался, а его преемником по воле Петра Великого стал митрополит Ефрем. И уже 1 ноября 1708 года в качестве суздальского владыки тот находился в Москве при провозглашении анафемы изменнику гетману Ивану Мазепе. В качестве знака расположения царя митрополиту Ефрему была передана ризница бывших тамбовских и козловских архиереев, оставшаяся после упразднения Тамбовской епархии в 1699 году.

При святительстве митрополита Ефрема в 1708 году при разделении России на 8 губерний Суздаль был назначен уездным городом Московской губернии. В 1709-м при устройстве Московской губернии Суздаль стал центром Суздальской провинции.

В столицу на работу

В феврале 1709 года Петр I прислал указ суздальскому митрополиту Ефрему. Царь предписал прислать из архиерейских вотчин работных людей на строительство Санкт-Петербурга. «Велено нарядить в губернию [в Петербург] к городовому делу работных людей с городов, с посадов и уездов по переписным книгам 7186 года 30 тысяч человек, опричь каменщиков и кирпищников, с плотничными снастьями, с топорами, и у всякого бы десятка было по долоту, по бураву, напильнику, по скобели…»

Строительство Санкт-Петербурга при Петре Великом

Кроме того, царь требовал от митрополита выслать 40 тысяч рублей на пропитание отправляемых на строительство Петербурга суздальских крестьян, а еще собирать по 5 алтын с двора на покупку конских кормов. На покупку драгунских лошадей с суздальцев брали с 300 дворов по 15 рублей за лошадь.

Другими указами требовались мастеровые к строению триумфальных ворот, живописцы, иконописцы и столяры, причем даже из монахов. Царь указывал присылать кузнецов, коновалов, слесарей, седельных мастеров; также приплодных и покупных жеребцов и всяких лошадей.

Дело о бывшей царице

Митрополит Ефрем и в Суздале поддерживал отношения с земляками, например, с архимандритом Александро-Невской лавры Петром (Смеличем), сербом по происхождению. Владыку посещали и приезжавшие из Сербии духовные и светские посланцы. Так, например, в конце 1700-х гг. к нему приезжал сербский полковник Пантелеймон Божич.

С 1710 года в Суздальском Покровском монастыре находилась инокиня Елена – бывшая царица Евдокия Петровна Лопухина. Позже, когда в 1721 году началось следственное дело о различных послаблениях духовных и светских властей в Суздале бывшей царице, «слуги и другие духовного и мирского чина люди расспросами показали», что митрополит Ефрем был в числе прочих духовных и светских особ, которые к опальной царице Евдокии «прикаживали на поклон».

Казнь в XVIII веке

Если бы владыка Ефрем здравствовал к тому времени, он был бы привлечен к следствию и суду. Но митрополит Ефрем (Янкович) скончался еще 18 марта 1712 года и был погребен в Суздальском Богородице-Рождественском соборе «с левой стороны». На его гробнице поместили пространную стихотворную эпитафию. А вот совершивший погребение митрополита Ефрема епископ Ростовский и Ярославский Досифей (Глебов) в 1718 году был казнен Петром I по делу царевича Алексея Петровича. Портрет митрополита Ефрема не сохранился.

Николай Фролов

Обсуждение

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ваше имя (обязательно)

Как с вами связаться? (обязательно)

Сообщение