18+

Я милого узнаю по обувке

Поскольку традиции валяния валенок уходят в прошлое, вполне возможно, что в кедах будут шуровать по снегу все подряд.

А раньше во Владимирском крае выделывание валяной обуви – валенок всех видов, а также войлочных шляп – процветало. Суровый русский климат делал спрос на эту продукцию устойчивым на протяжении столетий. Центрами валяльного промысла в нашей губернии считались Вязниковский, Ковровский, Меленковский и Муромский уезды.

Большая стирка

Правда, по местным преданиям, впервые делать валенки, к примеру, на ковровской земле стали не ранее 1840-х гг. До того их привозили со стороны. Но как-то местные крестьяне, ходившие на заработки в Нижегородскую губернию, попали на выделку валяной обуви на Макарьевской ярмарке. Там они и переняли секреты этого ремесла – стали катать и продавать валенки на родине.

Валенки изготавливались черного и серого цветов. Работали валяльщики в особых помещениях. Такая мастерская называлась «стирная». В стирной избе с двумя окошками и земляным полом устанавливались котлы для варки шерсти, а над ним укладывались толстые доски, образующие наклонные полки. Скатанные сухие сапоги (валенки) потом варили целую ночь в специальном котле, рассчитанном сразу на 4-5 пар. Это называлось «стиркой», отсюда и название рабочего помещения. В качестве исходного сырья использовалась так называемая «русская» черная шерсть и «ордынская» – серого цвета. Первая считалась более качественной, но и более дорогой. Спрос был больше на валенки черного, нежели серого цвета.

4 пары за 2 дня

Валяльщики (их также называли шерстобитами) работали обычно целыми артелями, многие из них трудились на хозяев. Валяльный промысел требовал от мастеров высокой квалификации, навыков и умения. Чтобы быстро и хорошо выполнять эту работу, необходимо было учиться не один год. Кроме мастерства, крестьянам требовались разнообразные инструменты с мудреными названиями: «лучек», «холст», «баек», «катки», «железо», «колотушка», «колодки», «валек», «рубцы». Трудовой день мастера начинался в 12 или в 2 часа ночи и продолжался до 7 часов вечера. Рабочий сезон продолжался, как правило, от праздника Покрова Пресвятой Богородицы (1 октября по старому стилю) до Пасхи.

Работа валяльщиков считалась очень нелегкой. «Труд тяжелый. Хотели эту работу работать лошади, а мы позавидовали и перебили работу, вот и работаем!» – так грустно шутили мастера. Считалось, что один работник за 4 дня может свалять 2 пары валенок. Умелый мастер мог изготовить за неделю 4 пары.

Среди крестьян Вязниковского уезда в XIX-XX веках центром валяльного промысла была деревня Рудильницы на берегу реки Клязьмы примерно в 10 километрах восточнее Вязников. Там работали целые артели пимокатов, а секреты этого ремесла передавали по наследству почти в каждой крестьянской семье. Любопытно, что в доме отца и деда знаменитого композитора-песенника Алексея Фатьянова в самом центре старых Вязников столетие назад находился магазин, в котором как раз и торговали валенками местной работы.

Суеверные мастера

В Муромском уезде валяльный промысел был особенно распространен в селах на левобережье реки Оки, граничивших с Нижегородской губернией. Известны многочисленные обычаи муромских пимокатов прошлых столетий. Например, считалось, что шерсть для будущих валенок мастеру полагалось собственноручно состричь с овец в день святого Никиты: весной – 30 апреля, а осенью – 22 сентября (обе даты по старому стилю). Считалось, что срезанная позже этих дней шерсть для валяльного ремесла уже не подходила.

Приготовленную для валенок шерсть требовалось разглаживать исключительно справа налево, иначе мастера верили, что нечистая сила непременно скрутит шерстяные нити в узлы. Перед «стиркой» будущих валенок требовалось непременно покрестить заготовку, иначе шерсть якобы могла слипнуться, а мастер обжечь руки.

После окончания работы валяльщики нередко завертывали свои инструменты в шерсть, так как верили, что черт шерсти боится и напортить не сможет. Колотушку, при помощи которой правили валенок, насаженный на колодку, требовалось оставлять на ночь исключительно ручкой вверх, так как существовало поверье, что иначе черт ею до утра будет делать валенки себе, а у мастера утром работа не заладится.

Суеверия касались даже поведения валяльщика-шерстобита во время процесса изготовления валенок. Например, считалось, что в дни, когда изготовлялась партия валенок, мастеру в свободное от работы время нельзя было вступать в сексуальную связь с женщинами, так как последствием станет некачественная валяная обувь. Да что там амурные забавы, даже просто петь во время работы валяльщику запрещали! Иначе, мол, валенки станут промокать или натирать ноги из-за чрезмерной жесткости. Более того, если пение шерстобита будет слышно на деревне, то тогда жди беды: посевы на полях или убьет заморозок, или же выбьет град. А девушки непременно «принесут в подоле» по внебрачному ребенку!

 В тему:

 На широкую ногу

К началу ХХ века валенки во Владимирской губернии стали выпускать фабричным способом.

Например, фабрики валяной обуви действовали в Вязниковском и Меленковском уездах. Тем не менее, цены на валенки оставались достаточно высокими. Так, в 1900 году пара валенок стоила 1 рубль 50 копеек, в 1912-м – 2 рубля, а в конце 1916 года в разгар Первой мировой войны и в условиях начинавшейся разрухи спекулятивная цена на новые валенки доходила до уже 12-18 рублей за пару!

Производство валенок существовало в нашем крае и после установления Советской власти. Например, в Вязниковском районе в деревне Рудильницы с 1942 года действовала сапоговаляльная артель имени Караваева. Она изготавливала партии валенок для Красной Армии в годы Великой Отечественной войны. Так как валенок бойцам не хватало, то мастера не только делали новые валенки, но ремонтировали и подшивали старые. В 1956-м артель была  преобразована в Вязниковскую сапого-валяльную фабрику. В 1992 году предприятие стало муниципальной Вязниковской фабрикой валяной обуви, а в середине 90-х прекратило существование.

В Камешковском районе в деревне Приволье с 1937 года действовала Сапоговаляльная артель Кинешемского шерстообрабатывающего Союза промышленной кооперации при Совнаркоме РСФСР. В 1950-м ее назвали «Победа», в 1961-м реорганизовали в Камешковскую сапоговаляльную фабрику областного управления бытового обслуживания сельского населения. В качестве подразделения промкомбината Камешковского районного потребительского общества это предприятие просуществовало до 1989 года. Теперь в Приволье валенками занимается лишь одно семейство Кочиных, которым секреты валяльного ремесла перешли  от бабушек и дедушек. Таких мастеров сегодня у нас остались единицы.

Интересные факты о валенках

  • В Москве и Мышкине есть музеи валенок.
  • Валенок-гигант 130-го размера изготовил житель Башкирии и на это мастер потратил 8 месяцев и 50 кг овечьей шерсти.
  • На открытии зимних Олимпийских игр в Солт-Лейк-Сити (США) в 2002 году российская команда устроила незабываемое патриотичное дефиле в валенках с галошами.
  • Итальянская фирма «Judari» уже не первый год занимается выпуском популярных и стильных войлочных сапог под маркой «Russy Valenki».
  • Валенки составляют основу зимней спецодежды газовиков, нефтяников и железнодорожников.

Обсуждение

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ваше имя (обязательно)

Как с вами связаться? (обязательно)

Сообщение