18+

Продуктовая корзина меняет набор

Покупателей столько же – покупают меньше. Что и понятно: цены-то растут, опережая рост доходов (если таковой имеется). И каждый из нас чувствует это на своем кошельке. Кто-то может с точностью сказать, на сколько рублей подорожали основные товары, кто-то назовет общий список продуктов, который стал не по карману. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел опрос о том, как россияне оценивают рост цен на различные категории товаров и услуг. А «Призыв», в свою очередь, сравнил сегодняшние цены на продукты с прошлогодними на территории нашей области.

Водицы не напиться

По данным ВЦИОМ, в первую очередь покупатели заметили повышение цен на овощи и фрукты. Опрошенные считают, что эти товары подорожали на 60-80%. Среди овощей «отличились» огурцы и помидоры. Во владимирских магазинах в декабре 2014 года тепличные огурцы (в народе их называют пупырчатые) стоили 115 рублей за кг, год спустя их стоимость увеличилась до 155 рублей за кг. В январе текущего года пупырчатые продают за 190 рублей, а длинные тепличные и того дороже – 250 рублей. Кстати, прошлым летом огурцы стоили 30-50 рублей за кг, так что скачок цен – внушительный. А еще говорят, этот овощ на 90% состоит из воды – дорогая, однако, водица!

Помидоры в декабре 2014 года стоили 130 рублей, в декабре 2015 года уже 150 рублей, а в январе нынешнего -170-180 рублей. Тут сказались и валютные скачки, и запрет на импорт турецких товаров. Борщевой набор тоже подорожал. Но не так значительно, хвала местным фермерам и хорошему урожаю. Сейчас картошку можно купить за 16 рублей за кг, капусту – 21 рубль за кг, морковь – 28 рублей за кг, лук – 24 рубля за кг, свеклу – 26 рублей за кг.
Крымские наливные яблочки за 35 рублей за кг остались в прошлом. Самые дешевые яблоки, которые в сетевых магазинах называются «сезонные», стоят 55-65 рублей за кило. Импортные яблоки типа «Гренни Смит», «Голден», «Гала» – в сетевых магазинах все от 90 рублей за кг, на рынках – около 120 рублей за кг.

Груши у многих покупателей давно пропали из продуктовой корзины. Традиционные зимние «Конференс» не укупишь – 130-150 рублей за кг. В новогодние праздники даже весь импортный виноград был дешевле, отчего и затмил груши на прилавках. Высокий рост показали бананы. В декабре 2014 года они стоили 63 рубля, год спустя – 78 рублей, а в январе их продают уже за 100-110 рублей.

Спасают покупателей только мандарины. В самом начале декабря их еще можно было купить по 50-70 рублей. В январе, в связи с запретом ввоза турецких источников витамина С, цены резко выросли. Остатки турецких мандаринов, которые сетевики еще не распродали, стоят 80-90 рублей за кг, марокканские – 95-120 рублей за кг. А на рынках под видом абхазских любые свежие партии мандаринов продают за 130-140 рублей.

Овощи и фрукты не только очень вкусные, но и полезные. Они богаты клетчаткой и множеством витаминов. Отказываться от всех сразу покупатели не стали, но их количество в корзинке явно уменьшилось. Похоже, клетчатку придется искать в бобовых, гороховых и крупах. Цены на эти продукты  более или менее стабильны. Так, стоимость гороха, фасоли выросла всего на 5-6 рублей за год и составила 36 рублей за кг, овсяной и перловой крупы – всего на 4 рубля, их продают за 19-20 рублей за кг.

С мяса на курицу

Из числа опрошенных ВЦИОМ 75% сообщили о том, что почувствовали, как ощутимо подорожало мясо. Во Владимирской области из всего списка белковых продуктов более всего подскочили цены на говядину и рыбу. Говядина на кости к декабрю 2015 года подорожала на 40 рублей, после новогодних торжеств она стоит уже 350-370 рублей за кг.

Свинина продается за 269-280 рублей за кг, курица – 105-112 рублей за кг. Рыба лососевых пород в декабре 2014 года стоила 475 рублей, год спустя – 568 рублей, а сейчас в специализированных магазинах ее цена перевалила за 600 рублей. Похоже, послепраздничная оттепель обошла ее стороной. Что можно сказать о большинстве продуктов.

Небольшой спад цен показывают яйца. Некоторая ценовая стабильность наблюдается у куриной продукции. Мясные полуфабрикаты несколько подорожали, и покупатели снижают спрос на копченые сорта колбас, отдавая предпочтение вареным.

Молочная и хлебобулочная продукция тоже дорожала и будет дорожать, но темпы роста цен не так велики, как у мяса и овощей. Молоко и хлеб присутствуют в корзинках всех покупателей. Не случайно, сетевики стали все чаще помещать в акционный товар йогурты, творожки, пряники, вафли. Покупатели охотно берут эти товары.

К какой группе населения относят себя россияне (по данным опроса ВЦИОМ)

40% – на продукты и одежду хватает, но покупка мебели и холодильника затруднительна;

30% – на продукты хватает, но покупка одежды уже затруднительна;

16% – без труда покупаем одежду, продукты, мебель, бытовую технику, но на автомобиль денег нет;

9% – едва сводим концы с концами. Не хватает даже на продукты;

4% – можем позволить себе все перечисленное;

1% – затрудняюсь ответить.

В тему:

Осторожный прогноз

В отличие от покупателей ФАС не зафиксировала с начала года существенного роста цен на продукты питания.

Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на заместителя руководителя ФАС Андрея Цыганова. Вместе с тем, по оценкам независимых экспертов, есть вполне объективные факторы, которые могут повлиять на розничные цены на прилавках магазинов. Так, с 1 января вступили в силу ограничения на поставки ряда товаров из Турции, также начал действовать запрет на поставки продуктов из Украины.

Кроме того, Минэкономразвития пересмотрен прогноз социально-экономического развития на текущий год. Так, реальная зарплата сократится не на 0,2%, а на 3,5%, доходы населения – на 4%, а не на 0,7%, безработица возрастет до 6,3% (было 5,8%). Новый прогноз отменяет рост (0,6%) промышленного производства – вместо этого ожидается продолжение спада на 0,4%.

Все это не сможет не отразиться на ценах на продукты. Хотелось бы оптимистично закончить, что на хлеб с молоком и крупы нам хватит. Но мы так привыкли кушать фрукты и овощи в любое время года, готовить мясные и рыбные блюда, что сегодняшняя ситуация с ценами становится самой злободневной темой.

Предельная ясность

С нового года вступили в силу новые правила оформления ценников на товары.

Из списка обязательной информации, которая ранее была представлена на ценнике, исключили срок годности, печать организации, подпись материально ответственного лица, дату оформления и информацию о стране-изготовителе. Обязательным остается название товара и цена за одну единицу. Обязательным условием стало единообразие оформления ценников в магазине. В большей степени эти требования относятся к магазинам. На рынках и в торговых палатках и секциях цены можно писать на доске мелом. Вообще не требуются ценники для периодических изданий. Цена будет указана на каждом календаре, книге или альбоме.

Обсуждение

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ваше имя (обязательно)

Как с вами связаться? (обязательно)

Сообщение