18+

Директор народных училищ

Беллюстин5В историю отечественной науки и педагогики Всеволод Константинович Беллюстин вошел как выдающийся преподаватель-математик и методист конца XIX – первой четверти XX веков. Его учебные пособия и задачники использовались в России более полувека.

Одним из первых Всеволод Беллюстин пытался построить методы и приемы обучения арифметике на психологической основе. Многие его идеи, например, методика выявления математической непохожести детей, с успехом применяется до сих пор. Отдавший 40 лет педагогической работе из отпущенных ему 60-ти, Беллюстин сделал неплохую карьеру. Одной из вершин ее стал пост директора народных училищ Владимирской губернии, который Всеволод Константинович занимал с 1912-го по 1916 год и немало сделал для развития сети школ и училищ Владимирского края.

Любимый учитель
Сева Беллюстин родился в 1865 году в городе Зубцове Тверской губернии в семье священника отца Константина. Его предки посвятили себя служению Русской православной церкви, но Всеволод, у которого с детства проявились способности к точным наукам, избрал иное поприще, поступив на физико-математический факультет Московского университета.

Окончив университет в 1886 году, Беллюстин решил посвятить жизнь не фундаментальной науке, а практической педагогике, избрав уездное училище в городке Алексин Тульской губернии. Вскоре учитель стал едва ли не самым любимым наставником у тамошних детей. Несколько лет спустя талантливого педагога пригласили преподавать математику и арифметику в Поливановскую учительскую семинарию в Подольском уезде Московской губернии.

Это учебное заведение, основанное при участии выдающегося педагога Константина Ушинского, пользовалось всероссийской известностью и готовило кадры учителей для сельских земских школ. Расположенная в имении дворян Поливановых (имевших многочисленные имения во Владимирской губернии и внесенных в число владимирского дворянства) семинария располагалась в старинном усадебном доме, окруженном большим парком. Это был в прямом и переносном смысле храм знаний, где Всеволод Беллюстин получил всеобщее признание и уважение как педагог, методист и популяризатор науки.

Своя система
Беллюстин2Наряду с преподаванием, Всеволод Беллюстин готовил авторские учебные пособия и активно выступал со статьями в педагогических и математических журналах. В 1899 году вышли в свет сразу несколько его фундаментальных книг: «Арифметические задачники для 1-4-го годов обучения», «Методика арифметики» в 4-х частях, «Очерки методики геометрии в пределах начального курса». А в 1907 году в приложении к журналу «Педагогический листок» была опубликована наиболее известная книга Всеволода Константиновича «Как постепенно люди дошли до настоящей арифметики». Эта книга оказалась очень востребованной среди учителей и выдержала несколько изданий, причем в последний раз уже в 1940 году, спустя 15 лет после смерти автора. Беллюстин активно разрабатывал методику преподавания арифметики, уделяя особое внимание задачам как средству развития у учеников сообразительности и математического мышления. Как педагог-математик и методист он обрел поистине всероссийскую славу и стал руководителем летних курсов народных учителей центральных губерний России. Им были прочитаны лекции для учителей Москвы, Киева, Харькова, Пскова, Смоленска, Самары, Владимира, Нижнего Новгорода и многих других городов, знакомящие с основами «беллюстинской» системы преподавания арифметики и математики в школах различных ступеней.

Рейд по губернии
В 1900 году Беллюстин был назначен инспектором народных училищ Московской губернии, а в 1903-м стал директором Поливановской учительской семинарии и занимал эту должность почти целое десятилетие. В 1912 году 47-летнего опытнейшего педагога и администратора назначили директором народных училищ Владимирской губернии. Этот пост давал большие права и налагал огромный груз обязанностей. Директор нес ответственность не только за ход учебного процесса во всех школах, училищах и гимназиях губернии, за техническое состояние школьных зданий, обеспеченность учебниками и пособиями, педагогическими кадрами, но и отвечал за благонадежность учителей и учеников.

А хозяйство Всеволоду Константиновичу досталось огромное. Тогдашняя Владимирская губерния включала в себя помимо нынешней Владимирской области еще и значительную часть сегодняшнего Ивановского региона и даже часть современных Ярославской и Рязанской областей. Всего там насчитывалось почти полторы тысячи (!) земских, министерских и церковно-приходских школ, не считая гимназий, прогимназий и реальных училищ. Но даже такого числа школ при всеобщей тяге к грамоте и знаниям все равно не хватало.

Сохранилось не так уж много свидетельств о деятельности Беллюстина во главе владимирского губернского образования. За 5 лет в этом качестве он большую часть времени провел в бесконечных разъездах по уездам, по селам и деревням, где лично посещал даже самые дальние и небольшие школы для крестьянских ребятишек. Высокопоставленный чиновник (за успешную работу во Владимирской губернии Беллюстин был награжден дававшим потомственное дворянство генеральским чином действительного статского советника и несколькими высокими орденами) лично следил за каждой мелочью. Приезжая в очередную школу, он проверял, насколько удобны квартиры у учителей, достаточно ли дров, не холодно ли в классах, насколько хорошо ученики усваивают пройденный материал, хватает ли жалованья педагогам и нельзя ли чем помочь воспитанникам из бедных семей.

Его Превосходительство порой привозил и дарил за свой счет теплые валенки не имевшему зимней обуви крестьянскому малышу, чтобы тот мог ходить на уроки, или из собственного кармана раздавал пособия учительницам затерянных в глуши школ, терпевших сильную нужду. А случалось, надев парадный мундир с золотым шитьем, нацепив шпагу и ордена, не боясь испортить карьеру, директор отстаивал интересы педагогов перед губернатором или начальником губернского жандармского управления, которые часто видели в учителях-подвижниках нигилистов и революционеров.

Когда в 1916 году Беллюстина назначили директором Нижегородского учительского института, владимирцы провожали его с чувством большого сожаления. Зато в Нижнем Новгороде приход такого директора значительно оживил институтский педагогический процесс. Там Беллюстин читал курсы педагогики, методики математики и ее истории. В 1918 году учительский институт был реорганизован в педагогический, где Беллюстин возглавил педагогический совет, но вскоре новая власть вынудила Беллюстина покинуть этот пост.

В 1921 году Всеволод Константинович был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности. Лишь заступни чество прежних учеников спасло педагога-ветерана от неминуемой расправы. После освобождения Беллюстин пошел работать учителем в сельскую школу, так как другой работы ему не давали. Пару лет спустя бывшего директора приняли в качестве преподавателя базовой школы Нижегородского педагогического института, где в 1925 году Всеволод Константинович скончался всего лишь в 60-летнем возрасте.

Его сын Сергей Всеволодович Беллюстин, профессор-физик, один из основоположников теории токов в вакууме и вакуумных электронных лампах, преподавал в различных вузах города Горького, был награжден орденами Трудового Красного Знамени и «Знак Почета». А внук Николай Сергеевич Беллюстин – наш современник, действующий профессор-физик Нижегородского технического университета. Так продолжается династия ученых, основатель которой внес немалый вклад в развитие образования на владимирской земле.
Сегодня о связи Всеволода Беллюстина с нашим краем мало кто знает. Его биография не попала даже в объемную «Владимирскую энциклопедию». Исправить, хотя бы от части, это обстоятельство и призвана данная публикация.

Николай Фролов

На фото: Владимирская мужская гимназия – главное учебное заведение из полутора тысяч, бывших под началом Беллюстина и Всеволод Беллюстин – директор народных училищ Владимирской губернии.

 

 

 

 

Обсуждение

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ваше имя (обязательно)

Как с вами связаться? (обязательно)

Сообщение