16+

Бесплатно не должно быть плохо

Вступил в силу новый Федеральный закон «Об охране здоровья граждан», призванный разделить платные и бесплатные медицинские услуги, однако разобраться в этом вопросе пациентам по-прежнему непросто.

Плата Гиппократа

Как сообщила руководитель территориального фонда ОМС по Владимирской области Ольга Ефимова, самое большое количество жалоб в фонд и страховые медицинские компании сегодня идет именно на незаконное взимание денег с пациентов. Больницы заставляют людей оплачивать услуги, которые на самом деле должны предоставляться бесплатно, в рамках программы государственных гарантий.

Пожаловаться на больницу можно на сайте ФОМС в рубрике «Обратная связь» (ответ обычно приходит в течение двух дней). За последний год в ФОМС и страховые компании поступило 260 жалоб от жителей региона. Почти 70% обращений признано обоснованными. И около 40% из них связаны с незаконным взиманием денег за бесплатные услуги.

Например, у одной пациентки сильно болело ухо, но в регистратуре сказали, что талончиков нет, предложив договориться с врачом о платном осмотре. Когда от боли лезешь на стенку, меньше всего думаешь о том, что деньги вытягивают из тебя незаконно. Пациентка заплатила да еще спасибо сказала. А уж ситуацию оценила потом. Или другой пример. С пациента требовали деньги за проведение анализа, который должен быть бесплатным, и мотивировали тем, что этот анализ важный, но, к сожалению, не обязательный, а дополнительный. И подобных примеров масса.

Кроме того, пациенты жалуются по поводу отказов в медицинской помощи, качества самой помощи и обеспечения лекарствами в стационарах. До суда за год не дошло ни одного обращения. В некоторых случаях незаконного взимания платы больницы после вмешательства ФОМС и страховщика добровольно возмещали пациенту «ущерб».

Государство гарантирует

Однако специалисты советуют: если лечебное учреждение тянет с вас деньги, не платите сразу, а сначала все-таки выясните, входит ли данная услуга в программу госгарантий. Там определяются виды и условия оказания бесплатной помощи: к таковой относятся работа «скорой помощи», прием врачей в поликлиниках, основные диагностические методы, лечение в стационаре. Программу госгарантий пациент вправе потребовать в каждой больнице, однако лечебные учреждения зачастую уклоняются от информирования и уж тем более не вывешивают этот документ на стендах. Если так, потребуйте информацию в страховой компании, где получали полис, а заодно пожалуйтесь туда на больницу.

Необходимо помнить также, что врач, работающий в системе ОМС, платный анализ назначить не вправе. Если же врач посчитал, что нужны дополнительные анализы, которые в данной больнице не проводятся, он может направить пациента в другое учреждение, где все сделают бесплатно. Все рекомендации о помощи на платной основе по услугам, являющимся госгарантиями, «неофициальны». Если вам предлагают платные услуги, напишите жалобу на имя главврача больницы, обратитесь в ФОМС и к своему страховщику. А если уже заплатили, сохраните квитанции, потом можно будет вернуть деньги через свою страховую компанию.

Вернуть деньги непросто

Однако, как показывает практика, не все жители региона добиваются возврата денег. За последний год компенсацию получили всего 11 человек. Дело еще в том, что в программе госгарантий разграничение платных и бесплатных услуг прописано лишь в общих чертах, а конкретного и исчерпывающего перечня услуг до сих пор нет. Предполагалось, что подробные разъяснения даст, наконец, новый закон «Об охране здоровья граждан», но там перечень также размыт. Утверждается, что бесплатным должно быть все, что входит в стандарт лечения конкретного заболевания. Однако на данный момент в регионе приняты 37 стандартов, то есть далеко не все.

Кроме того, не всегда лечение по стандарту проплачивается больнице своевременно и в полном объеме. На сегодня дефицит бюджета ОМС в регионе составляет 13%. А подушевой норматив финансирования на 2012 год составляет 3569 рублей на человека. Насколько качественно можно вылечить пациента на эту скромную сумму? Отсюда и «просьбы» больницы оплатить лечение, и затягивание сроков оказания помощи. К примеру, человеку нужно сделать УЗИ, а ему говорят: если бесплатно, то в очередь, ждите три месяца. И пациент идет в кассу, чтобы пройти обследование в тот же день.

На этот случай специалисты ФОМС советуют опять-таки не расставаться с деньгами сразу. Надо позвонить в свою страховую компанию и узнать, каков прописанный в законе максимальный срок ожидания данной услуги. Может выясниться, что это меньше трех месяцев. Нелишне также спросить у главврача больницы журнал очередности на данный вид исследования – такие документы должны быть в больнице, и пациенту их обязаны предоставить.

Пора получать новый полис

Разрешением споров между пациентами и больницами сегодня в регионе занимаются три страховые компании -«Капитал» (там страхуются 63% жителей области), «Ингосстрах М» (22%), «Макс М» (13%). Напомним, сейчас пациент может выбирать страховую компанию сам, без участия работодателя. Чтобы получить новый полис, надо обратиться в выбранную компанию с паспортом и свидетельством пенсионного страхования и написать заявление, затем получить там временное свидетельство застрахованного лица, которое в течение месяца заменит полис и даст право на получение медицинской помощи. А потом пациент получает полис нового образца.

В новом полисе есть единый регистрационный номер застрахованного, который действует на всей территории РФ. Полис больше не сдается работодателю при увольнении. Менять его нужно в редких случаях – при смене фамилии, места жительства, если у вашей страховой компании нет филиала в регионе, куда вы переехали. Так же можно поменять полис, если вы решили перейти к другому страховщику (не чаще одного раза в год). Уже около 10% застрахованных в нашем регионе (почти 100 тысяч человек) получили новые полисы. Остальные могут сделать это до 1 января 2014 года.

Елена Певцова

Просмотры: