18+

День России: с чего начинается Родина

12 июня 1990 года первым Съездом народных депутатов РСФСР была провозглашена «Декларация о государственном суверенитете РСФСР». В этом году исполняется 20 лет со дня принятия этого исторического решения.

Помни имя свое

12 июня стало праздничной датой с 1992 года по постановлению Верховного Совета Российской Федерации как День принятия декларации о государственном суверенитете России. Осенью того же года были внесены изменения в Кодекс законов о труде, закрепляющие введение праздника. 12 июня 1998 года Борис Ельцин в своем телевизионном обращении предложил переименовать праздник в «День России».

Что греха таить, новые праздники не всегда становятся популярными у нашего народа. Порой они превращаются в дополнительные выходные дни. Однако и за этим скрывается сакральный смысл установленного «выходного»: разрешается не работать. В народной традиции сохранился благочестивый обычай, запрещающий любые труды в воскресенье и великий праздник. С одной стороны, в прежние годы «красные» даты календаря вытесняли церковные, а с другой, очень удачно их дополняли: в дни Христовы люди молились или просто отдыхали, а в «первомаи» шли на огороды, в лес, в гаражи и т.д.

Однако День России имеет для страны особое значение. Несмотря на то, что рождение этого праздника совпало с трагическим распадом Союза, он остается знаковым событием: нашей Родине возвращено ее историческое имя – Россия. В 1917 году страна с таким названием исчезла с карты земного шара, «русская идея» превратилась на долгие годы в запрещенную тему. В народе воспитывали советский патриотизм, а Родину переименовали в безликое сочетание букв. Казалось, само имя Россия напоминало разрушителям империи о могущественном прошлом «старого мира». Как ни трагичен был распад страны в 90-е, но государству было возвращено его историческое название, которое установило в сознании нации связь с историческим прошлым своих предков.

Гражданская религия

Государственные праздники иногда отождествляют с гражданской религией – культом государственных символов, идей, консолидирующих народ. В этом заключается важнейшее значение Дня России, особенно заметное на фоне последних событий.

Как бы большинство населения хорошо ни относилось к православной церкви, но предложенный Синодом новый праздник – День Крещения Руси пока не способен мобилизовать всю нацию. «Крещение Руси имеет отношение ко всем гражданам России, независимо от их религиозных убеждений», – сказал глава отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Илари-он в среду на встрече с сотрудниками МИД в Москве. Так он ответил на вопросы журналистов о критической реакции на появление нового праздника со стороны части мусульман. В ответ на инициативу церкви в ближайшие дни Госсовет Татарстана должен рассмотреть вопрос о возможности законодательного введения в России новой памятной даты – Дня принятия ислама и выдвинуть эту инициативу на рассмотрение депутатов Госдумы. Как грустно пошутил один из политологов:

– День России минус День Крещения равно Дню принятия ислама.

Пока наша идентичность определяется в большей степени причастностью к нашей общей Родине, а не религиозной принадлежностью. Интересно, что президент Чечни Рамзан Кадыров на днях оценил обвинения чеченцев в сепаратизме как попытку дискредитировать Россию. Он напомнил, что на всенародном референдуме, проведенном семь лет назад, местные жители заявили о своем желании видеть республику в составе единой страны. По словам президента Кадырова, никаких «сепаратистов» не существует и те, кто за границей обвиняют Чечню, подразумевают Россию.

Как видим, государственный праздник День России, хотя и возник в трудные времена, отражает важную реальность – желание народов страны быть россиянами.

Единство и борьба противоположностей

Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять ее характер и культурные особенности, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать права и ценности своего народа. Тем не менее, ряд этических систем отвергают универсальное значение патриотического чувства, проповедуя космополитизм («гражданство мира»). Даже раннему христианству была присуща проповедь о небесной отчизне в противоположность земным отечествам и представления о христианской общности как особом «народе Божьем».

По словам христианского писателя святого Иустина Мученика, «живут христиане в своем отечестве, но как пришельцы. Для них всякая чужая страна есть отечество, и всякое отечество – чужая страна. Находятся на земле, но суть граждане небесные».

Однако со временем православие усвоило особый взгляд на патриотизм, позволяющий интегрировать его с истинным религиозным чувством. Любовь к своему отечеству и своему народу (как и вообще всякая подлинная любовь) сопряжена с жертвенностью. Апостол Павел говорит: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1Тим.5:8). Из этих слов явствует, что христианство не только не освобождает человека от заботы о своих, но и определяет человека, пренебрегающего этой заботой, как такового, который хуже неверного, поскольку даже со стороны неверных эта добродетель не подвергается сомнению. Святой Филарет Московский говорил, что «худой гражданин земного отечества и Небесного недостоин».

Болезни патриотов: не разрушай у других, а созидай у себя

Вне Христа добродетели являются мнимыми, они всегда искажены, всегда сопряжены с греховными страстями. Самой распространенной болезнью патриотизма является маниакальный гипертрофированный национализм – учение о превосходстве своего народа над другими. Вот и у нас появились свои наци: скинхеды, «национальные единства» и прочие подобные организации. Имя им – легион. В адрес подобных «влюбленных в Родину» Альберт Эйнштейн сказал:

– Те, кто радостно марширует в строю под музыку, получили головной мозг по ошибке: для них и спинного было бы достаточно. Я настолько ненавижу героизм по команде, бессмысленную жестокость и весь отвратительный нонсенс того, что объединяется под словом «патриотизм», равно как презираю подлую войну, что скорее готов дать себя разорвать на куски, чем быть частью таких акций.

Российское государство стоит на страже интересов подлинного национального единства народов России. В основе этого лежит принцип равной ответственности перед законом и патриотов, и космополитов.

Покойный патриарх Алекcий II, уроженец Эстонии, хорошо чувствовал межнациональные проблемы нашей Родины и призывал отделять патриотизм от национализма:

–  Чувство патриотизма ни в коем случае нельзя смешивать с чувством враждебности к другим народам. Патриотизм в этом смысле созвучен православию. Одна из самых главных заповедей христианства: не делай другому то, что ты не хочешь, чтобы делали тебе. Не разрушай у других, а созидай у себя. Тогда и другие будут относиться к тебе с уважением. Я думаю, что сегодня у нас это основная задача патриотов: созидание собственной страны.

Татьяна Мартынова

Ваше имя (обязательно)

Как с вами связаться? (обязательно)

Сообщение