18+

Таинство неизреченное

Послезавтра верующие отметят Пасху – день Воскресения Христова, один из самых древних и самый почитаемый праздник христианского года. В ночь с субботы на воскресенье во всех храмах пройдут праздничные службы. В полночь церковные двери распахнутся и верующие хором ответят священнику «Христос воскрес! » – «Воистину воскрес! ».

Храм – в центре дня

Победа жизни над смертью – это суть христианской религии. Воскресение Христа дает надежду на то, что и наш земной путь не закончится могилой: всех ожидает возрождение для новой вечной жизни. Есть такая притча: когда у одного монаха спросили, что такое Пасха, он задумался и сказал: «Это очень трудно объяснить. У меня есть друг, ему за семьдесят. Так вот он недавно сказал, что год за годом понемногу стал приближаться к пониманию того, что такое Пасха. Но дается это трудно».

Впрочем, большинство из тех, кто сегодня отмечает Пасху, не особенно задумываются над этим вопросом. Есть Великий пост – что-то вроде строгой диеты; без мяса и молочных продуктов. Потом праздник. Сначала надо покрасить яйца, а потом снова можно есть, что захочется. Хорошо бы сходить в церковь, но если не очень хочется, можно ограничиться праздничной телетрансляцией из московского храма Христа-Спасителя. Говорят, некоторые у себя дома празднуют Пасху на манер Нового года: накрывают стол, и когда патриарх провозглашает «Христос воскрес», чокаются бокалами и поздравляют друг друга.

У церкви по этому поводу существует два мнения. Одно гласит: христианин должен вступать в праздник через подвиг веры; за сорокадневный пост невозможно полностью освободиться от греха, но в сердце все равно ликование – от надежды на милосердие Божие, праздник от осознания того, что стремящийся исполнять заповеди ради Христа никогда не будет забыт Богом. А если человеку, по сути, все равно – Пасха сегодня или День шахтера, и нужен только повод отметить, никакого праздника не выйдет. Другие священники более либеральны: путь к вере нужно с чего-то начинать, и праздник в домашнем кругу может стать первым шагом.

– Богослужение по телевизору – для старых, немощных или для тех, кто по каким-то другим причинам не может ночью пойти в церковь, – считает диакон Андрей Сидоров, помощник управляющего Владимирской епархией по внешнецерковным связям. – Именно храм должен стать центром этого дня. Пасхальная служба в церкви – совершенно уникальная, очень торжественная и яркая, наполненная эмоциями. Пропустить ее – значит, обделить себя.

Святитель Иоанн Златоуст сказал: «Приходите все – постившиеся и непостившиеся». Считается, что именно на Пасху в храме можно испытать совершенно особенное, ни с чем не сравнимое чувство радости и покоя – причем их переживают не только искренне верующие, но и маловоцерковленные люди, которые приходят на службу случайно или «потому что все идут». Были случаи, когда после этого человек начинал ходить в храм уже постоянно и сознательно, по внутренней потребности.

Праздничный стол

Пасхальная трапеза –  важная часть праздника. Ее принято готовить заранее, в четверг –  чтобы потом ничего не отвлекало от траура и молитвы. Впрочем, если вы всю неделю выматываетесь на работе, готовкой вполне можно заняться и в субботу – тем более, именно в этот день в храмах освящают то, что приготовлено для разговения.

Главный «народный» символ Пасхи – именно крашеные яйца. По легенде, первое яйцо Мария Магдалина преподнесла в знак Воскресения Христова императору Тиберию. Тот заявил, что как яйцо не может из белого стать красным, так и мертвый не может воскреснуть –  и в тот же миг яйцо покраснело. С тех пор именно красный цвет стал традиционным – он символизирует жизнь и победу. Но и другие цвета допустимы – если вы принесете для освящения корзинку яиц, покрашенных во все радужные тона, священник не станет выгонять вас с позором.

Кроме яиц, приносить для освящения можно пасхальные куличи, творожную пасху, а также… любое мясо: окорока, колбасы и т.д. Диакон Андрей Сидоров рассказал, что существует особая молитва «благословение брашна мяса во святую и великую неделю Пасхи».

А еще на Пасху освящается особый хлеб – артос. На пасхальной неделе – сразу после праздника – его берут на крестный ход, а в Светлую субботу дробят и раздают верующим. Артос обычно хранят дома в течение года и употребляют в особых случаях (например, во время болезни), натощак со святой водой и всегда со словами: «Христос воскрес».

С прежних времен, когда храмы стояли закрытыми, родилась традиция на Пасху ездить на кладбище. И сейчас среди верующих не прекращаются споры –  нужно ли это делать или лучше отложить до Радоницы. «Никакого отдельного церковного запрета на посещение кладбища в праздник нет, – объясняет диакон Андрей Сидоров, – так что если хочется, поезжайте спокойно. На могиле можно оставить крашеные яйца, конфеты, крупу для птиц. А вот пить алкоголь и шумно веселиться, понятно, не стоит». Кстати, во Владимире в воскресенье будут пущены дополнительные автобусные маршруты на кладбища в Улыбышево и Байгуши. Хотя в Пасху советуют вспоминать живых, а не умерших, с укоренившейся традицией ничего не поделаешь – и лучше уж ехать организованно, чем в толчее и давке.

По словам диакона Андрея Сидорова, работать на Пасху вовсе не запрещается. Есть профессии, для которых выходной не обязательно выпадает на воскресенье – врачи, милиционеры, спасатели, и вопросы вероисповедания не должны быть для них препятствием. Делать мелкую домашнюю работу – стирать, убирать, выносить мусор – тоже можно. «Мы же не фарисеи, – говорит он, – если есть такая необходимость, не надо от нее отказываться под предлогом большого праздника».

Вообще, никаких определенных рекомендаций о том, как следует верующим проводить пасхальный день, не существует. Не грешить, по мере си л помогать нуждающимся, навестить родных (или хотя бы позвонить) – для праздника достаточно того, что нужно делать и в обычные дни.

Как празднуют католики

В этом году православная Пасха совпадает с католической, и надо сказать, что за последние десять лет такое происходило достаточно часто: в 2000, 2004 и 2007 годах, в 2010-м и в следующем году снова.

– Мы не склонны видеть в этом какой-то особый знак, – говорит отец Сергий (Зуев), настоятель прихода Святого Розария Пресвятой Девы Марии, – но мне приятно осознавать, что и у католиков, и у православных происходит общее торжество; и сила молитвы в эти дни возрастает. Никаких разногласий нет: владыка Евлогий прислал нам поздравления, и я поздравил его в ответ. Все мы готовимся встретить Пасху с ожиданием, надеждой, радостью от пришествия Христа.

Сейчас у католиков, как и у православных, самые строгие дни поста. Все распятия и иконы в храме закрыты фиолетовой вуалью в знак скорби. Вчера, в Великий четверг, церковь замолчала: перестал звонить колокол, в последний раз перед воскресеньем прозвучал орган. Накануне праздника вуаль снимут, алтарь украсят цветами, а священники облачатся в белые (символизирующие радость и победу добра над злом) одежды.

В латинской традиции пасхальное богослужение начинается не с крестного хода, а с благословения пасхального огня. После молитвы от него зажигают Пасхал – большую свечу, которая символизирует Христа воскресшего. После этого священник три раза возглашает «Свет Христов!», и тогда свечи зажигают все верующие, пришедшие на службу. Затем проходит чтение Ветхого Завета, потом зажигается все освещение в храме и собравшиеся приветствуют Воскресение Господне. В это время снова звучит органная музыка, знаменующая силу Господню. Заканчивается служба поздравлениями; католики, как и православные, христосуются пасхальными яйцами. Но если православные на Пасху говорят друг другу: «Христос воскрес – Воистину воскрес», то католики произносят то же самое по латыни: «Christus resurrexit – Vere resurrexit».

В чем же чудо?

Во Владимире в воскресенье пройдут большие пасхальные торжества. Впервые в этом году на Соборной площади в час дня архиепископ Евлогий будет раздавать нуждающимся одежду и продуктовые наборы – часть этих вещей была собрана Свято-Георгиевским сестричеством, остальное привезут из отдела социальной благотворительности Московской патриархии. Хотя вообще-то пасхальная помощь тем, кто оказался в сложных жизненных обстоятельствах, – давняя церковная традиция. В этот день священники идут с молитвой и дарами в больницы, дома престарелых, тюрьмы, детские приюты. Причем, как рассказал диакон Андрей Сидоров, эта работа ведется не «по разнарядке» – каждый батюшка сам решает, куда отправиться (как правило, к тем людям, о которых он по мере сил заботился весь год до праздника). Кстати, владыка Евлогий в этом году посетит владимирский Центр реабилитации несовершеннолетних.

В 16.00 в город привезут благодатный огонь. Каждый год в Великую субботу он чудесным образом загорается в часовне Гроба Господня в Иерусалиме, после чего его развозят по всему православному миру. В воскресенье его самолетом доставят в Москву и оттуда понесут по другим городам. Во Владимире встреча состоится у Золотых ворот.

После короткой службы благодатный огонь раздадут собравшимся. Священники отнесут его во владимирские храмы, включая кафедральный Успенский собор – от свечей зажгут лампады, которые будут гореть весь год. То же самое рекомендуют сделать верующим, которые придут встречать благодатный огонь со своими свечками. Но лампады есть не в каждом доме –  поэтому копотью от зажженной свечи можно просто нарисовать крест над входной дверью. Считается, что это помогает уберечь дом от напастей на целый год.

Очевидцы, побывавшие в Иерусалиме, рассказывают, что благодатный огонь в первые минуты появления совсем не жжется – им можно умывать руки и даже лицо, и это определенно чудо. Потом он начинает жечь, как обычное пламя. Впрочем, в прошлом году люди, встречавшие благодатный огонь во Владимире, тоже купали в нем ладони и остались целы. Диакон Андрей Сидоров говорит, что сам умываться огнем не пробовал. И вам мы тоже не советуем – если чуда не произойдет, придется долго и неприятно лечить ожоги.

Но вообще-то пасхальное чудо – совсем не в невероятном появлении нежгущегося огня (у него, между прочим, много вполне материалистических объяснений, которых придерживаются и многие священнослужители). Оно – в возникающей в душе светлой и прекрасной надежде на лучшее. «Мреет в моих глазах, – и чудится мне, в цветах, – живое, неизъяснимо-радостное, святое… – Бог?.. Не передать словами. Я прижимаю к груди яичко, – и усыпляющий перезвон качает меня во сне» – писал в автобиографическом «Лете Господне» Иван Шмелев.

И если в эти дни вам неожиданно захочется сделать что-то хорошее –  подарить кому-то цветы или нужную вещь, убрать в квартире или с благодарностью принять от бабушки кулич, который вы все равно не собираетесь есть, – поддайтесь этому ради Бога.                           

Марина Сычева

Ваше имя (обязательно)

Как с вами связаться? (обязательно)

Сообщение