18+

Вспоминая преподобного Сергия

Уже более шести веков 8 октября Русская православная церковь отмечает память преподобного Сергия Радонежского – величайшего подвижника Руси, ее молитвенника и заступника. Преподобного Сергия называют игуменом земли Русской, к его святым мощам в основанной им Троице-Сергиевой лавре не прекращается поток паломников со всего православного мира. В нынешнем году исполнилось 695 лет со дня рождения преподобного, с житием которого наша древняя владимиро-суздальская земля связана самым теснейшим образом.

Обитель в честь Святой Живоначальной Троицы, которой положил начало преподобный Сергий, находится неподалеку от исторических пределов прежней Владимирской губернии и нынешней Владимирской области. Даже сейчас, в усеченных против прежнего границах нашего региона, от владимирских рубежей до Сергиева Посада по прямой всего лишь 16 километров! А в губернские времена было еще ближе. Но все эти границы достаточно условные.
Надо помнить, что при жизни преподобного Сергия город Владимир был официальной столицей Русского государства – Великого княжества Владимирского. Именно таким воспринимал наш нынешний областной центр и Радонежский игумен, который, без сомнения, бывал во Владимире неоднократно. До середины XIV столетия Владимир считался и главным духовным центром Северо-Восточной Руси. Именно здесь в Богородице-Рождественском монастыре, одной из древнейших обителей, находилась официальная резиденция митрополита Киевского и всея Руси.
Как известно, выдающимся современником, другом и соратником преподобного Сергия был митрополит Московский Алексий (Плещеев) – первый русский носитель этого высокого звания после нашествия Батыя. Однако свою духовную карьеру этот выдающийся святитель начинал именно во Владимире, где с 1340 года почти 12 лет занимал пост наместника тогдашнего митрополита-грека Феогноста. Сам Феогност жил в Москве, но формально его духовной столицей оставался Владимир. В 1352 году митрополит посвятил Алексия в сан епископа Владимирского. После кончины Феогноста епископ Владимирский Алексий сам стал митрополитом. Именно он, в течение длительного времени живший во Владимире и ставший последним вплоть до середины XVIII века владимирским архиереем, рукоположил преподобного Сергия в сан игумена и хотел видеть в нем своего преемника на митрополичьей кафедре. Вместе с преподобным Сергием митрополит Алексий сыграл выдающуюся роль в укреплении Русского государства, много сделал для роста его военной мощи и создал условия для свержения ненавистного монголо-татарского ига.
Говоря о связи Сергия Радонежского с нашим краем, необходимо помнить, что в начале 1350-х годов, когда после введения "общежития" в Троицком монастыре часть братии стала роптать на преподобного, игумен добровольно покинул основанную им обитель и удалился в пределы нынешней Владимирской области, поселившись в уединенном месте в лесу на реке Киржач. Несколько лет прожил преподобный на владимирской земле, положив начало Киржачскому Благовещенскому монастырю. Своими руками подвижник срубил там первую келью, лично строил первый храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. После того, как пришло время возвращаться обратно в Троицкий монастырь, насельники которого умоляли игумена вернуться, преподобный Сергий благословил своего ученика Романа – позже прославленного как преподобный Роман Киржачский, стать настоятелем новой обители. Кстати, Сергий Радонежский и Роман Киржачский скончались в один год – в 1392-м. Ныне возрожденный Благовещенский монастырь в городе Киржаче – одно из наиболее зримых напоминаний о пребывании Радонежского игумена в наших местах.
В числе лично основанных преподобным Сергием Радонежским обителей во Владимирской области значится и Георгиевская пустынь у впадения речки Лух в Клязьму, устроенная в 1365 году во время пешего путешествия подвижника (он всегда передвигался только пешком) в Нижний Новгород. Отправившийся "смирять" начавших было междоусобную войну против Москвы нижегородских князей, преподобный выстроил пустынь в дремучих заклязьминских лесах. Сегодня возрожденный Георгиевский скит территориально находится в Гороховецком районе – между Вязниками и Гороховцом на противоположном левом берегу Клязьмы.
Таким образом, мы с полным на то основанием можем считать преподобного Сергия своим земляком – во Владимирском крае он жил, строил, наставлял, своим духовным авторитетом укреплял Великое княжество Владимирское. Не обошли нашу малую родину и его ученики.
Последователи Сергия Радонежского основали множество монастырей, ставших важнейшими центрами духовности и просвещения, военными крепостями и оплотами Русского государства. Одним из них оказался Спасский монастырь в Суздале, устроенный преподобным Евфимием Суздальским и получивший поэтому название Спасо-Евфимиева. Преподобный Евфимий называется в житии "сверстником" и "собеседником" преподобного Сергия. Известно, что он посещал Радонежского игумена в Троицком монастыре, беседуя о духовных предметах. После этого старцы "благословение друг другу подавше с любовию".
Основанный в 1352 году Спасо-Евфимиев монастырь являлся одной из главных твердынь Суздаля и всей округи. В прежние времена его братия вела большое хозяйство в пределах нынешнего Владимирского региона. Иноками "Пресвятого Спаса" были построены десятки водяных и ветряных мельниц, множество скотных дворов и житниц, возводились гостиные дворы и рынки. Достаточно сказать, что теперешний город Ковров в течение 211 лет развивался под управлением старцев Спасо-Евфимиева монастыря! Благотворителями этой обители были знаменитые в российской истории князья Пожарские. В монастыре "собеседника" Сергия Радонежского нашел место своего последнего упокоения спаситель отечества воевода князь Дмитрий Михайлович Пожарский.
Некоторое время Сергий Радонежский проживал еще в одном монастыре на владимирской земле, который по его благословению основал один из учеников преподобный Стефан Махрищский. В Троицком Стефано-Махрищском монастыре, в 40 километрах от Троицкой обители, игумен Сергий также находился во время своего добровольного изгнания. Сегодня монастырь, который многие называют по современному поселку коротко – Махра, находится примерно в 11 километрах к югу от города Александрова в Александровском районе поблизости от Карабаново. Там обретены мощи преподобного Стефана, и его отстроенная заново обитель считается одной из наиболее посещаемых паломниками во Владимирской области.
Немало выходцев из Владимирского края было и в числе братии Троицкого монастыря, в том числе и при земной жизни преподобного Сергия. Характерно, что его преемником по игуменству в нынешней лавре стал преподобный Никон Радонежский, уроженец города Юрьев-Польского, любимый ученик Сергия, живший с ним в одной келье. Игумен Никон продолжил дело своего наставника, возродил монастырь заново после татарского разорения, выстроил первый каменный храм в честь св.Троицы. При нем состоялось обретение мощей преподобного Сергия. Преподобный Никон Радонежский заказал иконописцу Андрею Рублеву его знаменитую Троицу. После кончины игумена Никона в 1426 году он был погребен рядом с ракой своего учителя. Позднее и сам Никон был причислен к лику святых и ныне особо почитается братией Троице-Сергиевой лавры.
Одним из наиболее впечатляющих памятников Сергиевского наследия является Гремячий ключ на нынешней границе Владимирской и Московской областей близ деревни Малинники Сергиево-Посадского района и села Нововоскресенское Александровского района. По преданию, там когда-то отдыхали преподобные Сергий Радонежский и сопровождавший его Роман Киржачский. В лесном краю негде было взять свежей ключевой воды, дабы утолить жажду. И тогда св.Сергий, помолившись, ударил своим посохом в склон заросшей лесом горы. И тотчас из этого места хлынул поток кристально чистой влаги, которая целым водопадом заструилась вниз. С тех пор более шести с половиной веков чудесным образом не иссякает источник преподобного Сергия, хотя ежечасно там изливаются тонны воды.
С давних пор вода из этого источника почитается как целебная. От нее проходят такие хвори, которые медики даже сегодня лечить не берутся. Сегодня источник обустроен иноками Троице-Сергиевой лавры. Туда ежедневно приезжают сотни и даже тысячи машин, вереницы автобусов с паломниками и страждущими. Люди идут, нагруженные бидонами и канистрами, дабы увезти с собой для родных и соседей как можно больше святой целебной воды. Доступ к источнику и купальням – свободный. Никто за это не берет никаких денег, никто не регулирует огромный людской поток. Однако порядок никогда не нарушается, а животворящая влага Гремячьего ключа творит такие чудеса, что слава об источнике преподобного лучше любой рекламы привлекает туда все новых почитателей Радонежского игумена. Кстати, ученые говорят, что физико-химический состав жидкости из Гремячьего ключа особенный, не похожий на обычную воду…
Ученые и богословы свидетельствуют: к имени и заступничеству преподобного Сергия Радонежского на Руси прибегают каждый раз, когда наступает очередная смута. И сегодня, в пору очередного кризиса, можно вспомнить пророческие слова из старого жизнеописания Радонежского подвижника: "Время общественных бедствий есть его время, когда уже все кажется гибнущим, тогда воздвигается Сергий!".
И в трудные дни в который раз с верой и надеждой вновь звучат слова молитвы с именем нашего земляка и соотечественника: преподобный отче Сергие, моли Бога о нас!

Николай Фролов

Ваше имя (обязательно)

Как с вами связаться? (обязательно)

Сообщение